Ссылки для упрощенного доступа

Гость «Американского часа» Джон Димос - автор книги "Внутренний враг. 2000 лет охоте на ведьм”.




Александр Генис: Нью-Йорк, как и вся Америка, еще не успел придти в себя после выплеснувшегося из пятницы на весь уик-энд карнавального Хэллоуина. Естественно, что прямо накануне президентских выборов самыми популярными были маски Обамы и Маккейна, но и традиционных ведьм – с помелом – тоже хватало.


Напомнить о них взялся сегодняшний гость «Американского часа» Джон Димос ( John Demos ), автор только что вышедшей книги под названием "Внутренний враг. 2000 лет охоте на ведьм” . С профессором истории Йельского университета доктором Димосом беседует корреспондент «Американского часа» Ирина Савинова.



Ирина Савинова: Где истоки веры в ведьм? Какие обстоятельства, - религиозные, культурные, национальные,- способствуют этой вере?



Джон Димос: Это комбинация всех перечисленных обстоятельств. Начать, однако, следует с психологии. В основе любых преследований ведьм лежат три эмоции: страх, злоба и ненависть. Главная из них – страх. Психологическим фоном являются мучения. Люди ищут возможную причину своих страданий. Социальный и культурный фон тоже был важен в некоторых случаях опять-таки потому, что был причиной страха.



Ирина Савинова: Как давно мы живем с мифом о ведьмах?



Джон Димос: О, это было очень давно. Уже в литературе древней Греции и Рима есть упоминания ведьм. В Западной Европе ведьм опознали в Средние века. Преследование их в 16-17 веках историки окрестили "великим европейским безумием". В то время охота на ведьм в континентальной Европе достигла огромного размаха. В Америку этот предрассудок привезли с собой переселенцы из Европы. Первые упоминания процессов над ведьмами в Америке задокументированы в 1620-х годах и связаны со штатом Виргиния, вернее, тогда еще - с британской колонией Виргиния. Потом отдельные процессы возникали снова и снова в 17-ом веке в других частях колониальной Америки с кульминацией в 1690 году в Салеме.



Ирина Савинова: Подведем итог: когда хронологически были взлеты и падения интереса к преследованию ведьм в Америке?



Джон Димос: Взлет был в середине 17-го века, в 1650-60е годы, потом было ослабление активности, потом, конечно, был печально знаменитый Салем, а потом все утихло. Но верить в ведьм не перестали в 18-м и даже в 19-м веке. Просто к началу 18-го века годам процессы над ведьмами полностью прекратились.



Ирина Савинова: А как обстоят дела с охотой на ведьм сегодня?



Джон Димос: Ситуация непростая. Я знаю, что сегодня есть люди, верящие в ведьм и ведьмовство. В основном они живут в изолированных, удаленных от крупных городов поселениях. Мне несколько раз звонили люди, которые считают, что они одержимы. Это тоже одна из форм ведьмовства. В моей последней книге, фокусируя внимание на сегодняшних днях, я пишу о метафорической охоте на ведьм: охоте на ведьм без ведьм. К примеру, - борьба с "красной угрозой" в эпоху Маккарти. Наиболее характерный пример современной охоты на ведьм – скандалы по поводу сексуальных домогательств учителей к детям в детских садах в 80-е и 90-е годы в Америке. Случаи были "зафиксированы", в кавычках, и в Европе. Они распространились широко по всему свету. Но в нашей стране была просто паника, на грани всеобщей истерии. Однако в девяноста-девяти, а даже, может и в ста процентах случаев, это была чистая фикция. Я не думаю, что что-то подобное массовым домогательствам на самом деле имело место.



Ирина Савинова: Как церковь относится к ведьмовству?



Джон Димос: Отношение некоторых фундаменталистских конфессий можно сказать классическое: их больше всего интересует дьявол, и ведьмы предстают орудием его. Но в целом сегодня позиция церкви, конечно, сильно отличается от той, которую она занимала 300-400 лет назад. В 16-м-17-м веках и католические, и протестантские церкви веке были лидерами безумной охоты на ведьм, но это ушло в прошлое.



Ирина Савинова: Мы все время говорим о ведьмах, но не о колдунах. Почему? В чем разница?



Джон Димос: Сами термины, наверное, нуждаются в пояснении. Колдун практикует какой-то вид магии, результатом чего становятся хорошие деяния, и только изредка – плохие. Ведьмы же всегда творят зло. Они в сговоре с дьяволом и намерены свести на нет добро христианской религии. Такой широкомасштабный план и злодейская конспирация неприменимы к колдунам.



Ирина Савинова: Отношение к ведьмовству в Америке отличается от других стран?



Джон Димос: Нужно, прежде всего, признать, что вера в ведьмовство в той или иной форме носит глобальный характер. Антропологи, изучающие вопрос, находят упоминание ведьмовства почти во всех культурах и нередко – примеры охоты на ведьм. Явление это универсальное, хотя оно и принимает некоторые специфические, определяемые национальными особенностями и историческим моментом. Но главным в охоте на ведьм всегда и всюду одно и то же - выявлять зло в других, изгоняя его из своего непосредственного окружения. Моя книга так и называется "Внутренний враг". И это явление очень широко распространено, практически не знает границ, ни исторических, ни культурных.



Ирина Савинова: Ведьмовство в 21-м веке - упадок или ренессанс?



Джон Димос: Сегодня в нашей среде есть люди, называющие себя ведьмами. Но они имеют в виду под ведьмовством что-то совсем отличное от традиционного понятия. Их вера и практика – позитивные. Это скорее поклонение природе. Ведьмовство носит другой характер сегодня. Оно не имеет ничего общего с ведьмовством как таковым. Это - религия «Викка», один из древнейших культов магии. Последователи ее отрицают какую-либо связь с дьяволом. Наоборот, они говорят "мы на стороне добра". Я бы сказал, что, несмотря на знакомое название - ведьмовство - это совершенно другой феномен.




Ирина Савинова: Почему вы стали заниматься темой колдовства и ведьм?



Джон Димос: У меня семейная связь с печально известной "Охотой на ведьм в Салеме". Мой предок, по имени Джон Патнэм, это и мое полное имя - Джон Патнэм Димос - приходящийся мне пра-пра-пра- не знаю каким прадедушкой по линии матери, был центральной фигурой на процессе, осудившим «салемских ведьм» в конце 17-го века в Массачусетсе.


Удивительно, но я ничего не знал об этом, когда впервые заинтересовался этой темой, – так получилось само.



Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG