Политсовет Союза правых сил сегодня подводит итоги деятельности оргкомитета по созданию новой партии «Правое дело», после чего разработает рекомендации съезду СПС, который должен пройти в субботу, и рассмотреть вопрос о ликвидации партии. Наблюдатели убеждены, что делегаты проголосуют за самороспуск.
Исполняющий обязанности председателя СПС Леонид Гозман утверждает, что за исключением московского отделения партии, региональные отделения не отвергают идею самороспуска и создания новой либеральной организации. «Мы провели конференции в 64 регионах, - говорит он. - В четырех регионах прошли собрания. Еще из двух регионов пока нет сведений. Возможно, что завтра приедут делегаты с соответствующими документами и полномочиями. На этих конференциях выбирались делегаты. Съезд должен определиться по принципиальной для нас позиции. Один вариант - юридически распуститься и создать новую партию вместе с партнерами. Другой вариант - не делать этого. Для того чтобы было принято решение о создании новой партии, нужно набрать две трети голосов на съезде».
Глава регионального отделения СПС в Астраханской области Александр Башкин считает положительным явлением объединение трех партий в одну: «Сам Союз правых сил как партия возник на основе мощного объединительного процесса, когда девять различных политических субъектов слились сначала в одно движение, а потом политическую партию. Результат вам был хорошо известен. Сразу же после этого процесса на последующих выборах Думы Союз правых сил получил депутатский мандат и создал фракцию. Это говорит о том, что этот процесс позитивный. Вопрос всегда стоял в том, как объединяться? С кем объединяться? На какой основе, на какой политической подоплеке? Мне кажется, что мы все-таки для себя решили - нашли партнеров в этом процессе».
Леонид Гозман не отрицает факта сотрудничества СПС с Кремлем, обосновывая это сотрудничество «российскими реалиями». «Есть такая замечательная традиция в среде русской интеллигенции, которую мы в каком-то смысле разделяем, что с властью дело иметь нельзя, - говорит и.о. главы СПС. - Это хорошая позиция для тоталитарной диктатуры. Но как ни относись критично к системе, в которой мы живем сейчас, считать, что это тоталитарная диктатура - никак нельзя. Считать, что Медведев или Путин - это Сталин, это просто надо мозгов не иметь и совести не иметь, честно говоря. При Сталине миллионы наших людей погибли. Разница некоторая существует».
Гозман называет нынешние условия «более мягкими» и пытается уверить соратников, что позиция «не иметь дело с властью вообще» - не совсем правильная. «Я не уверен, что она обоснована нравственно, - говорит он. - Если мы хотим изменений в своей стране (а мы хотим изменений, существует длиннющий список претензий к сегодняшней власти), что нам делать дальше? Можно протестовать, можно ловить их на ошибках и прочем. В общем, очень многое из этого будет правдой. Нам говорят - как можно с ними иметь дело? - и перечисляются их провинности. У меня вопрос - а с кем нам иметь дело? С Елисейским дворцом? Так он во Франции, а мы в России».
По мнению и.о. главы СПС, «сделать» и поддерживать партию без договоренности с Кремлем сегодня невозможно. И это «очень неприятная реальность». «Но если мы занимаемся политикой для самовыражения, для того чтобы просто сказать что-то красивое и самому на себя смотреть, какой ты умный и смелый, это один вариант, - объясняет г-н Гозман. - Если мы занимаемся политикой для того, чтобы что-то менялось в стране, то мы должны делать политическую партию. Россия с правой партией, созданной как угодно - с Кремлем вместе, с чертом, с дьяволом, неважно как - вот Россия, в которой есть правая партия, лучше, чем Россия, в которой нет правой партии».
Лидер столичного отделения СПС Владлен Максимов называет идею самороспуска СПС и создание «Правого дела» «сдачей на склад Кремля» последней независимой партийной лицензии: «Разумеется, это партия Кремля, при том, что какое-то время назад руководство СПС это отрицало. На самом деле, как вы себе все это представляете?! Просто пришли в Кремль, что-то там согласовали, как они пытались изобразить, и дальше все - зашагали с широкой улыбкой по жизни, проповедуя либеральные ценности и борясь за все хорошее против плохого? Так не бывает. Безусловно, для того чтобы СПС смогла в каком-то виде существовать (потому что никакой ДПР и "Гражданской силы" не существует), разумеется, она должна выполнять определенные условия. А условия эти понятны. Собственно, чего хочет Кремль? Чтобы была системная партия, которая бы говорила правильные вещи. Она нужна для того, чтобы раскалывать оппозицию, чтобы показывать: вот есть радикалы, которые не могут конструктивно, им бы все потрясения, а мы вот конструктивно... Вот мы за это, мы за то, мы за хорошие законы. Правда, нас меньшинство, поэтому мы не можем их продавить. Ну, ничего, когда-нибудь будет не меньшинство».
Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, 45% россиян считают, что объединенный демократический блок «Правое дело» не будет успешным. Хорошие шансы новой партии на следующих выборах в Госдуму предрекают 23% опрошенных.