Ссылки для упрощенного доступа

Процесс по делу об убийстве Анны Политковской стал полуоткрытым


Программу ведет Дмитрий Волчек. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Вероника Боде .



Дмитрий Волчек : Сегодня в Московском окружном военном суде был досрочно возобновлен процесс по делу об убийстве журналистки Анны Политковской. На прошлой неделе в процессе был объявлен перерыв до 1 декабря, но в минувшую пятницу суд экстренно отменил перерыв и пригласил адвокатов прийти на заседание 25 ноября. На заседании, которое можно назвать полуоткрытым, побывала и корреспондент Радио Свобода Вероника Боде.



Вероника Боде : Суд принял решение о том, что процесс будет открытым. С ходатайством по этому поводу выступили во вторник адвокаты семьи убитой журналистки. Напомню, что на прошлой неделе процесс был сначала объявлен открытым, а потом закрыт. Говорит адвокат Каринна Москаленко.



Каринна Москаленко : Мы приветствуем это решение. Мы неоднократно выступали с письменными заявлениями по этому поводу. Мы удовлетворены. Потерпевшая сторона в полном составе удовлетворена принятым судом решением.



Вероника Боде : Пресса в течение часа толпилась перед входом в здание суда и в небольшом холле на первом этаже - дальше ее не пускали. Затем было объявлено, что в зал пропустят только некоторых представителей печатных изданий и радио. Всего прошло около 15 человек - в основном российские СМИ, а также представители агентств REUTERS, Assosiated Press , Радио Свобода и одной голландской газеты. Видео- и фотосъемка в зале были запрещены, телевидение в зал не пустили. Да и остальных журналистов буквально через десять минут попросили снова покинуть зал суда. Судья объяснил, что начинается обсуждение процессуальных вопросов, при котором не должны присутствовать ни присяжные, ни пресса. По этому поводу возникли разногласия среди журналистов и экспертов. Некоторые полагают, что удаление прессы в данном случае незаконно. А вот что думает об этом адвокат семьи Анны Политковской Каринна Москаленко.



Каринна Москаленко : Все процессуальные вопросы решаются без присутствия присяжных. Журналисты освещают это в открытом режиме. Судья заинтересован в том, суд заинтересован в том, чтобы присяжные не знали о рассматриваемых нами процессуальных вопросах. Поэтому он принял такое решение. Судья принимает решение о том, как фактически, как реально, практически оградить присяжных заседателей от воздействия вопросов, которые не имеют отношения к существу рассматриваемого дела.



Вероника Боде : Однако можно ли в таком случае считать процесс открытым, если пресса не присутствует при решении процессуальных вопросов, которое занимает порой довольно много времени?


Еще одна новость сегодняшнего судебного заседания - это отстранение от участия в дальнейшем рассмотрении дела присяжного Евгения Колесова, который обсуждал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» вопрос об отношении присяжных к тому, открытым или закрытым должен был процесс. Судья объявил (пресса была в этот момент в зале), что присяжный не имел права этого делать, и что суд поддерживает его самоотвод. Напомню, что Колесов рассказал, в частности, о том, что 19 ноября, во время судебного заседания, секретарь принесла присяжным текст заявления по поводу того, что они возражают против присутствия прессы на процессе и предложила его подписать, однако подписано оно не было, а процесс, тем не менее, закрыли.


Около трех часов дня в судебном процессе по делу об убийстве Анны Политковской был объявлен перерыв до одиннадцати утра среды. Адвокаты обвиняемых сообщили журналистам, что государственное обвинение заявило отвод председательствующему судье Евгению Зубову. Вот что рассказал нам по этому поводу адвокат одного из обвиняемых Валерий Черников.



Валерий Черников : Обвинение посчитало, что судья предвзято относится к процессу, что судья слишком мягко, наверное, и необъективно подошел к каким-то аспектам, которые очень беспокоили Гособвинение. Позиция защиты, что оснований для отвода судьи нет. Мы ему доверяем. Подсудимые об этом тоже сообщили, что оснований никто не видит.



Вероника Боде : А вот с чем связано заявление об отводе председательствующего судьи Евгения Зубова, по наблюдениям адвоката одного из обвиняемых, Мурада Мусаева.



Мурад Мусаев : В связи с тем, что имело место нарушение законов в процессе. Это касается этой истории с присяжными, всяких там фраз, которые звучали в суде, которые не должны были звучать в суде, что, мол, судья позволяет адвокатам общаться с прессой и так далее. Если председательствующий судья нарушил закон, это аргумент для кассационной инстанции или для квалификационной коллегии судей, но это не основание для отвода председательствующего судьи. Никто не согласился с доводами Государственного обвинителя - ни защита, ни представители потерпевших.



Вероника Боде : Мурад Мусаев высказал предположение, что заявление об отводе связано, в частности, с тем, что судья принял решение об открытости процесса.



Мурад Мусаев : Мы усматриваем последовательность в позиции Государственного обвинения. Сначала было ходатайство о закрытии слушаний, затем, когда это ходатайство было отклонено, в конечном итоге стало понятно, что слушания так или иначе будут открытыми, Государственное обвинение решило пойти путем отвода председательствующего судьи. Вполне последовательная такая позиция. Мы полагаем, что Государственному обвинению не нравятся открытые слушания.



Вероника Боде : Адвокат Мурад Мусаев также заявил прессе, что в деле об убийстве Анны Политковской есть упоминание о заказчике убийства.



Мурад Мусаев : Никого конкретно. Здесь абстрактное обозначение - некий политический деятель, недовольный критическими публикациями в свой адрес.



Вероника Боде : Политический деятель российский?



Мурад Мусаев : Да. Это уже довольно давно в деле - еще со стадии предварительного следствия.



Вероника Боде : В среду утром судебный процесс по делу об убийстве Анны Политковской должен возобновиться. Тогда же, видимо, будет принято решение о том, будет ли он проходить под председательством судьи Евгения Зубова.



XS
SM
MD
LG