Ссылки для упрощенного доступа

Российская нефть обойдет Белоруссию по БТС-2


Новый трубопровод позволит качать нефть в Европу в обход старой «Дружбы»
Новый трубопровод позволит качать нефть в Европу в обход старой «Дружбы»

Владимир Путин подписал распоряжение, определяющее порядок проектирования и строительства Балтийской трубопроводной системы-2 от станции Унеча на границе с Белоруссией до порта Усть-Луга в Ленинградской области, сообщила пресс-служба правительства в понедельник. После ввода в эксплуатацию (согласно подписанному 26 ноября документу, начало транспортировки нефти намечено на III квартал 2012 года) БТС-2 создаст альтернативу трубопроводу «Дружба», проходящему по территории Белоруссии, для поставок российской нефти в Евросоюз. Это, по мнению властей, значительно снизит риски от транзита через третьи страны.


Проект БТС-2 был инициирован компанией «Транснефть» в начале 2007 года после того, как белорусская сторона ввела транзитную пошлину, а Россия, обвинив ее в незаконном отборе нефти из «Дружбы», на несколько дней перекрыла нефтепровод, приостановив поставки сырья в Европу. Правительственное распоряжение о строительстве БТС-2 вышло в мае 2007 года, но в апреле 2008 года в прессе появились сообщения о том, что Минпромэнерго считает реализацию проекта преждевременной из-за недостаточности ресурсной базы.


Белорусский экономист, руководитель центра Мизеса Ярослав Романчук уверен: объявляя о начале реализации нового проекта, Москва демонстрирует, прежде всего, недоверие транзитному пути через Белоруссию. В свою очередь, белорусский бюджет, по расчетам эксперта, из-за потери транзита нефти потеряет около полумиллиарда долларов в год. Такое решение, по мнению Романчука, очень симптоматично: «После того, как был заблокирован проект второй нитки газопровода “Ямал-Европа” через Белоруссию, мы видим, что и нефть пойдет отнюдь не в нашу сторону. Это однозначное продолжение кризиса взаимоотношений между Кремлем и официальным Минском. Нельзя назвать это началом конца так называемого Союзного государства, однако, безусловно, все меньше людей связывает будущее отношений между нашими странами именно с этим проектом».


О том, что российско-белорусские отношения вступили в очередную фазу кризиса, говорят практически все белорусские аналитики. Еще свежо воспоминание о запланированном на 1 декабря и благополучно сорванном московском заседании Высшего госсовета с участием президентов Дмитрия Медведева и Александра Лукашенко. Стороны так и не сошлись во взглядах на развитие «союзного государства» и перенесли встречу на неопределенный срок. Соответственно, отложено подписание российско-белорусского соглашения об объединенной системе ПВО и рассмотрение возможности введения общего для России и Белоруссии платежного средства. Во время заседания собирались уточнить нюансы газового контракта на 2009 год — а ведь именно этот вопрос под новогодний бой курантов превращается в основной камень преткновений. С началом реализации проекта БТС-2, похоже, недосказанности в отношениях станет еще больше.


Еще ранее высказывались опасения, что строительство БТС-2 уменьшит загрузку белорусских нефтеперерабатывающих заводов в Мозыре и Новополоцке. Однако представители НПЗ заверяют, что объемы останутся на прежнем уровне, около 10 миллионов тонн на каждый. А вот дальше нефть не пойдет: после ввода в эксплуатацию БТС-2 польские и немецкие потребители будут получать нефть через свои морские терминалы.


Существует мнение, что с экономической точки зрения реализация проекта БТС-2 сегодня не совсем оправдана. Владимир Путин указывал, что нефтепровод, итоговая пропускная способность которого составит 50 миллионов тонн нефти в год, будет заполняться за счет увеличения добычи российскими компаниями, которые к 2015 году обеспечат дополнительно 67,5 миллионов тонн. Но добыча нефти в России падает, а экспорт стремительно снижается. Кроме того, эксперты прогнозируют, что затраты на экспорт нефти по новой системе окажутся выше, чем по старой «Дружбе».


Стоимость проекта, финансирование которого будет осуществляться за счет выпуска «Транснефтью» долгосрочных рублевых облигаций и размещения их среди финансовых организаций с преимущественным участием государства, предварительно оценивается в 120-130 миллиардов рублей.


Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов отмечает, что, хотя решение о строительстве БТС-2, перенаправляющей российские экспортные потоки в обход Белоруссии, в значительной мере продиктовано жесткой позицией Минска в отношении договоренностей по газу и Союзному государству, уступки с белорусской стороны вряд ли приведут к остановке проекта даже с учетом сложностей с финансированием на фоне финансового кризиса: в том же инвестфонде, в частности, уже заложены средства на строительство терминалов в Усть-Луге. «Другое дело — скорость его реализации, — говорит эксперт. — Кроме того, возможны какие-то преференции Белоруссии, если Минск займет менее жесткую позицию и по вопросу союзного государства, и по вопросу транзита российских энергоресурсов. Напомню, Лукашенко в качестве альтернативы предлагает увеличить пропускную способность Ямала, то есть действующих трубопроводов и газопроводов на территории Белоруссии. Если Минск смягчит свою позицию, БТС-2 в любом случае будет построена, но при этом значительная часть энергопотока может остаться на белорусском направлении. В дальнейшем сам факт создания системы нескольких экспортных окон — Украина, Белоруссия, БТС-2, то есть балтийская, там же, судя по всему, будет проходить в случае благоприятного разрешения ситуации газопровод NordStream, то есть «Северный поток» — позволит Российской Федерации более диверсифицировано подходить к экспорту энергоносителей и выбить основные рычаги давления на Москву у стран-транзитеров».


XS
SM
MD
LG