Ссылки для упрощенного доступа

Активиста партии "Яблоко" Ивана Большакова судят за драку с милиционером


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Андрей Шарый: Зюзинский суд Москвы провел заседание по делу яблочника Ивана Большакова, которого обвиняют в нанесении тяжких телесных повреждений сотруднику милиции во время акции протеста в Южном Бутово. Изначально предполагалось, что слушание будет последним и молодому политику вынесут приговор. Однако судья Леонид Чечко ограничился тем, что выслушал показания свидетелей обоих сторон. Адвокат Большакова и его коллеги по партии говорят о предвзятом отношении к оппозиционеру со стороны судьи.



Максим Ярошевский: Сегодняшнее заседание в суде начали с показаний заместителя начальника безопасности Южного округа Сергея Ткачева. Милиционер подробно рассказал, что видел 24 мая 2007 года во время пикета протеста в Южном Бутово. Отдельно он коснулся самого факта нападения Ивана Большакова на майора милиции Каплунова и незаконного проведения митинга (разрешение было выдано на пикет). После выступления Ткачева его место занял второй свидетель стороны обвинения, теперь уже бывший глава управы Южное Бутово Сергей Гаврилов. Прослушав его, адвокат Ивана Большакова Елена Устинович обратилась к судье с ходатайством.



Елена Устинович: Мое законное ходатайство о том, чтобы огласили показания главы управы, данные на следствии, где он говорит четко о том, что он не видел момент задержания Большакова и не видел, как тот что-либо наносил ему, это он там подтверждает несколько раз. Сейчас Гаврилов говорит в судебном заседании, что он все видел, подтверждает удар, да еще что он с дерзостью был нанесен. И когда я прошу огласить его показания, данные на следствии, поскольку они имеют большие противоречиями с теми, которые он дал сегодня в суде, дважды заявляю это ходатайство, судья мне отказывает. Это мое законное ходатайство, и по закону он должен был его удовлетворить.



Максим Ярошевский: Свидетели Ивана Большакова, в большинстве своем его соратники по молодежному "Яблоку", заявили, что присутствовали во время задержания своего коллеги во время пикета протеста. Однако никто не видел, чтобы он бил милиционера. Уже в ходе заседания у адвоката да и самого подсудимого возникло впечатление, что судья Леонид Чечко изначально поддерживает сторону обвинения: не дает защите задавать вопросы свидетелям, в общем, то ведет себя предвзято. Говорит лидер партии Яблоко Сергей Митрохин.



Сергей Митрохин: Вся машина правосудия заточена на то, чтобы как можно болезненнее наказать Ивана Большакова за преступление, которое на самом деле он не совершал. Речь идет о том, что фабрикуется уголовное дело, и судья в этом активно участвует.



Максим Ярошевский: У Ивана Большакова уже возникли вопросы не только к поведению судьи, но и к предоставленным в суд доказательствам в виде рентгеновской фотографии перелома руки Каплуновым и выписанным по этому поводу медицинским справкам.



Иван Большаков: По нашему мнению, экспертиза, которую проводило следствие, абсолютно липовая. Потому что эксперт, у которого, между прочим, стаж экспертной работы всего лишь два года, выносит постановление о том, что таким образом можно нанести удар и сломать милиционеру руку, хотя эксперт даже не затребовал необходимых документов, не было никакого рентгеновского снимка, не было никаких последующих рентгенограмм, не было всевозможных справок. И не было, что самое важное, самого этого Каплунова, потому что, в соответствии с законом, он должен был явиться на эту экспертизу, а в случае, если невозможно ему явиться, должна быть уважительная причина, и следователь должен это указать. Следователь, нарушив Уголовно-процессуальный кодекс и нарушив приказ Министерства здравоохранения, который касается проведения экспертиз, просто назначил экспертизу по документам. Единственный документ, который являлся для вынесения такой экспертизы, - это справка из поликлиники, причем на которой просто отсутствуем штамп с номером поликлиники, о чем трижды в этом экспертном заключении указывает сам эксперт.



Максим Ярошевский: Сегодня ждали окончательного вынесения приговора по делу Ивана Большакова. Однако судья Леонид Чечко предложил продолжить заседание. Следующее должно состояться 19 декабря, и на нем уже свидетелей слушать не будут. Говорит адвокат Елена Устинович.



Елена Устинович: Для меня новая стадия, когда я планирую уже при исследовании письменных материалов дела оспаривать заключение экспертизы. А экспертиза настолько незаконно проведенная - может быть, преждевременно сейчас говорить о том, как она проведена, - молодым специалистом, работающим два года всего лишь, выводы ее не соответствуют тем выводам, которые, например, сделали специалисты, в этой области проработавшие 30 лет, 27 лет. Поэтому я буду заявлять ходатайство о проведении повторной комиссионной экспертизы, и провести, считаю, необходим ее в Федеральном центре судебных экспертиз. А эта экспертиза была проведена в Танатологическом отделении номер 1 - это морг номер 1. То есть тем экспертом, который практически работает с трупами, не практически, а в общем, так оно и есть. Она имеет право, наделена компетенцией провести экспертизу живого лица, но на ее практике в основном-то трупы.



Максим Ярошевский: Ситуацию, сложившуюся с молодым "яблочником" Иваном Большаковым, комментирует политолог Владимир Прибыловский.



Владимир Прибыловский: Вообще, надо сказать, что "Яблоко" пусть и умеренно оппозиционная, но последовательно оппозиционная партия. Репрессии против "Яблока" естественны. Что касается Белых, который до недавнего времени был лидером СПС, то СПС оппозиционной партией никогда не был, хотя немножко поиграл в оппозицию на последних парламентских выборах. И то и то нормально, и то, что "яблочников" преследуют. Ведь суд над Большаковым - это не единственная репрессия судебная даже за последние полгода в отношении активистов "Яблока". А Белых и политики круга СПС, они всегда были такие алюминиевые, склонные к вхождению во власть, и предложили Белых - и он согласился. Тут никакого противоречия я не вижу. Партии две, разные позиции, и деятельность совсем разная.



Максим Ярошевский: Но это отношение именно к партии со стороны Кремля все-таки проявляется или здесь действительно можно отчасти говорить о том, что происходит некая либерализация?



Владимир Прибыловский: Тут, конечно, винить Кремль, что непременно он на таком высоком уровне Ваню Большакова прессует, это, конечно, не так. Милиция, которая непосредственно стоит за этими обвинениями против Большакова, знает, как начальство относится к этому, и действует в духе.


XS
SM
MD
LG