Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.
Андрей Шарый : Чрезвычайный пленум Союза кинематографистов России подтвердил решение о проведении в конце этой недели съезда организации. Эксперты говорят о борьбе за власть и влияние в руководстве творческого союза и о намерении государства вернуться к советской практике прямого руководства кинопроцессом. В правительстве России организован специальный совет по кино во главе с Владимиром Путиным. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.
Марина Тимашева: Полномочия нынешнего руководства Союза кинематографистов России давно истекли, но с проведением очередного съезда медлили. Наконец, его назначили на декабрь. Профессиональные Гильдии, как положено, проголосовали за своих делегатов. Председатель Союза кинематографистов Никита Михалков не прошел в делегаты по спискам Гильдии режиссеров. Говорит глава Гильдии режиссеров Марлен Хуциев.
Марлен Хуциев : Выдвинули, но не выбрали. Это уже вопрос собрания.
Марина Тимашева: Юристы Союза кинематографистов сообщили, что при голосовании в Гильдиях не было кворума, стало быть, если решения съезда кого-то не удовлетворят, их можно будет обжаловать в суде, как не легитимные. Никита Михалков пробился в делегаты от Гильдии сценаристов, но машина уже набрала обороты. 15 декабря правление Союза кинематографистов собрало экстренный пленум, чтобы он решил, быть съезду или не быть. Постановили - съезд провести.
В тот же день, немногим раньше, безо всяких ссор и споров на президиуме правительства Российской Федерации было решено сформировать Правительственный совет по развитию кинематографии, который возглавит Владимир Путин. Как отнеслись к этому известию кинематографисты? Говорит Марлен Хуциев.
Марлен Хуциев: Это хорошо. Когда-то эту идею, очень давно, я высказал Владимиру Владимировичу, ну не совет, но сказал, что надо бы собраться. Я думаю и даже уверен, что я туда не попал, в этот совет, ну ничего.
Марина Тимашева: Режиссер-документалист Виталий Манский.
Виталий Манский: Это, кстати, я считаю, что вполне нормально. Понятно, что это сделано для управления коррупционной ситуации, которая, видимо, все же существовала в высоких кабинетах. Другой вопрос, чтобы премьер-министр не раздавал заказы тем кинематографистам, которых он знает лично. Потому что круг кинематографистов несколько шире, чем круг кинематографистов, которых знает премьер-министр.
Марина Тимашева: С ответом на тот же вопрос глава Гильдии киноведов и кинокритиков Виктор Матизен.
Виктор Матизен : Я реагирую, безусловно, положительно. Если премьер-министр будет уделять личное внимание кинематографу, я полагаю, что мы от этого не проиграем. Хотя у меня, естественно, есть определенные опасения в связи с тем, что государство начнет диктовать кинематографистам то, что им необходимо снимать.
Марина Тимашева: А как отреагировал на новость о Совете по кинематографии под руководством премьер-министра Путина продюсер Сергей Члиянц?
Сергей Члиянц: У меня противоречивая реакция. Я сам говорил, что нужна воля первого лица либо первых лиц для того, чтобы решить некоторые наболевшие вопросы, но это вопросы не художественного толка. Беда случится, если этот совет при Путине станет заниматься читкой сценариев, станет определять темы так называемых социально значимых картин, либо пойдет по пути какой-то вертикальной интеграции и насильственного собирания и консолидации сообщества под какие-то структуры. Если же эта организация займется борьбой с пиратством, если эта организация сумеет исправить промахи политики в области продвижения и популяризации кино за границей российского кино, то она хорошая. Потому что действительно в нашей стране все можно сделать только при воле первых лиц.
Марина Тимашева : Что касается самого съезда кинематографистов. Судя по всему, на пост его председателя будут выдвинуты от оппозиции Марлен Хуциев, а от тех, кто поддерживает нынешнее руководство Союза – Михаил Порченков. Я у него спрашиваю…
Если выдвигают вашу кандидатуру на пост председателя Союза кинематографистов, согласны ли вы быть им? И есть ли у вас какая-то программа?
Михаил Пореченков : Программа есть. Если народ доверит, будем выполнять волю народа.