ДС: Когда-то в одной стране на Новый Год вместе с бутылками армянского коньяка, новосветского шампанского приносили и аккуратно упакованные виниловые пластинки: Маллигана, Дэйвиса, MJQ, Гетца – у кого, что было.
Старое доброе правило требовало, чтобы пластинки не играли с мороза, дали бы им согреться. По идее владельцев-коллекционеров нежный винил плохо переносил русскую зиму. Но через полчаса, сорок минут, где-нибудь возле елки парочка, две, уже танцевали под знаменитый стандарт.
У микрофона Дмитрий Савицкий и «Джаз на Свободе». К счастью, эти времена не прошли и вряд ли пройдут.
- Bernie's Tune 2:53
ДС: - Bernie's Tune, «Мелодия Бёрни», Бёрни Миллера… Классика «Джаза Западного Побережья»: Джерри Маллигэн – баритон-саксофон; Чэт Бэйкэр – труба; Бобби Уитлок – контрабас и Чико Хэмилтон – ударные. Знаменитый, без пианиста, квартет Маллигэна. Тот самый винил, две пьески на пластинке, фирмы Pacific Jazz. Запись сделана в августе 52 года.
Винил и в Париже, и в Нью-Йорке, снова входит в моду. Снова в продаже вертушки на 33 и 45 оборотов, но уже современные с электронным усилителем, высококачественными динамиками, выходом для внешних динамиков и выходом на запись. Часто в деревянный корпус вставлен и проигрыватель компактных дисков.
Дизайн этих проигрывателей чаще всего копирует 50е годы, но звук является синтезом современной электроники и теплого живого звучания виниловой дорожки.
В Париже на джазовом виниле специализируются магазины Jazz Corner – рядом с Аренами Лютеции в Латинском квартале. В Нью-Йорке один из популярных магазинов винила это – Jazz Record Center , 236 West и 26 улица, 8й этаж!.
- Charlie's Wig 2:46
ДС: - Charlie's Wig, «Парик Чарли», пьеска Птицы Паркера, он же на альт-саксфоне; Майлз Дэйвис (ему 21 год..) – труба; Дюк Джордэн – рояль; Томми Поттэр – контрабас; Макс Роач – ударные. 4 ноября 47 года, Нью-Йорк.
Пластинки на 78 оборотов так же можно слушать на современных, или «осовремененных» проигрывателях. Проблема – в смене головки звукоснимателя. Игла должна быть иной и сам звукосниматель должен быть тяжелее. Преимущество: вы можете, оцифровать, записать пластинку на компьютер и самостоятельно приступить к очистке, усилению, выравниванию звука, к тому, что называется «ремастеринг». Вы можете спасти уникальную запись и сохранив оригинал, и создав новое улучшенное звучание. Софт для ремастеринга существует на самых различных уровнях: от любительского, до профессионального. Так что если на Новый Год вам подарили тяжелый, атрацидно-черный диск довоенного Бикса Байдербека или Каунта Бэйзи, не вешайте его на стену в виде украшения, как многие делают; попробуйте его отреставрировать и сохранить на вашем винчестере.
- I Got Rhythm 5:33
ДС: - I Got Rhythm, классика Джорджа и Айры Гершвин. Оркестр Каунта Бэйзи, соло на тенор-саксофоне – Лестера Янга. 20 февраля 1940 года. Бостонский театр- Southland…
Немного скрипа при чистке диска иногда имеет смысл оставить; это дает ощущение эпохи…
На российских сайтах идет активная дискуссия о том, как переписывать и реставрировать пластинки. Вот типичный вопрос с сайта «Дом Хай-Фи»: « Т.к. пластинки патефонные из шеллака, можно ли пользоваться для их проигрывания картриДжами со сферическими алмазными иглами 2,5 миллидюйма? Если нет, тогда что искать? 2. Картриджи на 78 оборотов - моно или стерео? Или бывают и такие, и такие? 3. Имеет ли значение ток на выходе картриджа - 4mV (милиВольта) или 5 mV? Могу ли я ставить и те, и те картриджи в свой проигрыватель?»
Все хорошо, кроме одного – слова «картридж», заменившего «головку звукоснимателя».
- That Slavic Smile 8:07
ДС: - That Slavic Smile, «Эта Славянская Улыбка» - доперестроечная идея славянской улыбки пианиста «Современного Джазового Квартета» Джона Льюиса, с которым играли: неизменный Милт Джэксон – виброфон; Перси Хис – контрабас и Канни Кэй – ударные.
Этот винил 84 года фирмы «Пабло» почти повсеместно на Сети – ПРОДАН.
Но дело ли только в шеллаке и виниле? Только ли в ностальгии? Откуда у молодежи, слушающей нынче Кида Ори, Сиднея Бише, Тэйтума или Хока – ностальгия? Скорее всего это - превращение живой классики - в классику. Моцарт тоже когда-то был «вчерашним днем», как и Бах или Гендель. А потом они затвердели в мраморе, не потеряв ничего от жизненности, перейдя в то, что я бы назвал – вечной актуальностью. Вот там теперь и прописаны и Майлз, и Трэйн, и Дюк, и Мингус, и все остальные. А молодым и ярым еще нужно доказать, что они на этот переезд из СЕГОДНЯ – ТУДА способны…
- Body and Soul 9:54
ДС: Body and Soul, «Тело и Душа», Эдуарда Хэймэна и Джонни Грина. Фантастическое соло трубача Фрэдди Хаббарда, к которому весьма робко и на цыпочках подсоединился его секстет: Джон Хэндэрсон – тенор; Бобби Хатчерсон - - виброфон; Билли Чайлдс – фортепьяно; Ларри Клайн – контрабас и Стив Хоугтон – ударные. Запись сделана LIVE в сан-францисском клубе Кистоун Корнэ(р), ноябрь 81 года.
Есть еще тема, которую стоит мимоходом затронуть в канун Нового Года.
Почему джаз? Почему он нас так глубоко задевает? Даже не задевает, а что-то делает с нами? Джаз – это свободная импровизация. Свободная – здесь главное слово. Если жизнь Тема, мы на эту Тему свободно (если способны) импровизируем. Этому, без слов, не-вербально, прямо через лабиринты подсознания, и учит джаз. Быть свободным. Точка. Абзац.
- Take the "A" Train 10:30
ДС: - Take the "A" Train, «Поедем на поезде «Эй», стандарт Билли Стрейхорна; позывные Jazz Hours Уиллиса Коновэра на «Голосе Америке». На этой передаче выросло не одно поколение джаз-фанов, причем – на всей планете: от Токио до Стокгольма, и, само собой от Томска до Москвы. Квартет Декстера Гордона (тенор-саксофон) с Кенни Дрью – рояль; NHO Педерсеном – на контрабасе и Албэртом Хисом – на ударных. Копенгагенский джазКлуб «Монмартр», июль 67 года.
И, в последней раз возвращаясь к сегодняшней теме, скажу, что компактные диски оказались, увы не такими ВЕЧНЫМИ, как нам обещали. Что делать? И их царапает Хронос острыми когтями… Так, что защищаться от ран времени нужно самостоятельно. Не думаю, что МП3 – наилучший вариант, но любимые записи имеет смысл сохранять в оптимальных форматах…
На чем расстаться – до первой передачи 2009 года? На вечной мелодии, написанной одной мексиканской девушкой. Говорят ей больше никогда не пришлось думать о грешном злате. Мелодия и песня стали ее грандиозным приданным.
- Besame Mucho 4:51
ДС: Besame Mucho, «Целуй меня крепче», Консуэло Веласкэз, песня, которую она написала накануне своего шестнадцатилетняя, в 1940 году… Консуэло Веласкэз признавалась, что она написала песню ДО ТОГО, как узнала, что такое поцелуй… What a great guess! Мишель Петручиани и его квартет во франкфуртском Alte Oper (Альтэ Опэр) 27 февраля 1997 года.
Что ж.., счастливого вам Нового Года и до первой новой январской передачи 2009-м! В январе мы малость застрянем в Париже…
Подкаст все там же на сайте svobodanews.ru. Bonne Anne e! Happy New Year ! Bounanno !