Ссылки для упрощенного доступа

"Эпоха развития окончена". Рунет об интервью Аркадия Воложа


После окончательного раздела "Яндекса" и продажи российской части бизнеса Аркадий Волож дал интервью немецкому "Шпигелю", где, в частности, высказался против войны.

Z-публика негодует.

Наталия Осс:

Подставьте вместо слова «Волож» любую фамилию из тех, кто сейчас тихо сидят, и сможете сделать предсказание: как они заговорят, когда выведут деньги из России и перестанут нуждаться в сохранении бизнеса. Они скажут то же самое, что и он.

Они все – за Украину, они все ненавидят Россию, они все бы свалили, но деньги очень нужны.

Роман Алехин:

Интересно, если Волож всегда поддерживал Украину, то поддерживал ли он Украину морально или и террабайтами данных, которые Яндекс собирал с россиян, в том числе военнослужащих, силовиков и высокопоставленных чиновников? А сколько данных из яндекс-карт по перемещениям? Возможно он и не высказывался ранее по поводу Украины, чтобы товарищи в погонах не начали активно выявлять пособников?

А Грефа не спрашивали про отношение к СВО? А вдруг... Так-то, что яндексовский ИИ, что грефовский не могут ответить на простейший вопрос: чей Крым?

Марат Баширов:

Мы ему что-то заплатили? Слышал, что сделка по Яндексу закрыта. Если да, то за его слова должен ответить тот, кто заплатил.

Многие, наоборот, хвалят интервью.

Мария Снеговая:

Хоть кто-то заговорил! А слишком многие продолжают зарабатывать в России огромные деньги, набрав в рот воды, и делают вид, что остаются приличными людьми.

Анна Берсенева:

Последнее резюме: эпоха развития России закончена, и люди, для которых развитие – содержание жизни, прекращают все отношения с этой страной. «На этом всё».

Георгий Бовт:

Скорее всего реакция российских властей не замедлит. Как то было в случае с Тиньковым. Иноагенту Воложу – быть. В самом худшем случае "зарубежный" Яндекс могут признать и нежелательной организацией, почему ж нет, что помешает? Со всеми вытекающими последствиями для тех, кто будет нанят на работу в эту структуру.

Но есть и другой уровень претензий.

Лев Гершензон:

Честно говоря, я надеялся, что тема Яндекс.Новостей давно в прошлом, но поскольку Аркадий Волож, который прервав свое почти трехлетнее публичное молчание серией ярких материалов, довольно подробно остановился на ней в последнем интервью журналу Spiegel, мне придется его немного дополнить.
В частности, Волож говорит, что сожалеет, что не закрыл Яндекс.Новости после принятия закона об агрегаторах в 2017 году, по которому только лицензированные издания могли присутствовать в сервисе. "Мы хотели ответить прозрачно: мы переименовали сервис в "Сейчас в российских СМИ". Я думал станет очевидно, что это теперь однобокая картина, не "настоящие" новости. Сегодня я понимаю, что это не сработало"
Что Аркадий Волож в связи с этим забыл сказать, так это, что кроме законодательного запрета агрегировать издания без гослицензии в компании действовали дополнительные ограничения на попадание заголовков изданий на главную страницу портала – так называемые "белые списки". Менеджеры долго отрицали их наличие (что довольно глупо, так как наблюдение за топом новостей довольно быстро дает небольшой список изданий, которые в нем появлялись), но в декабре 2022 года появилась утечка исходных кодов с ними (см скриншот из большого материала The Village про это)
Как несложно заметить, среди этих 15 изданий нет ни Новой Газеты, ни сайта Эха Москвы, двух популярных изданий с высоким индексом цитирования, которые на начало 2022 года имели гослицензии СМИ.
Несмотря на декларируемое желание to respond with transparency никто так никогда и не ответил, по каким принципам формировался этот список и чем, скажем, вошедшие издания лучше невошедших.
В то же время до сих пор в России действует закон "О средствах массовой информации", в котором есть статья 3 "Недопустимость цензуры", цензурой в частности считается "наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей". Я не юрист, но запрет на появление материалов Новой и Эха в бытность их лицензированными российскими СМИ на главной странице Яндекса носит признаки цензуры.
Если это так, то Яндекс нарушал законы РФ то ли по согласованию с отдельными чиновниками РФ, то ли самостоятельно?
Жалко, что Аркадий Волож забыл рассказать об этом, а журналисты в очередной раз забыли его об этом спросить.

Фёдор Крашенинников:

По поводу интервью Воложа могу только поддержать тех, кто им не удовлетворен. Волож и Яндекс состояли в сложных отношениях с властями РФ и вот про это хотелось бы узнать подробнее – как Кремль в практическом смысле осуществляет контроль? К сожалению, Воложу позволили покаяться без этих увлекательных деталей.

Любовь Соболь:

Так можно сказать, что все шли на компромиссы, закрывали глаза, подстраивались под все время меняющиеся правила игры. Получится, что никто и не виноват в путинизме, а это не так. Кому много дано — с того и спрос больше.

Паша Калашников:

Бесчеловечные режимы, вроде путинского, постоянно повышают ставки в том, с чем нужно идти на компромисс. Всё начинается с малого, а через годы ты либо становишься преступником, как они, либо в какой-то момент твой внутренний компас говорит "НЕТ", но уже поздно, ведь ты всё равно потеряешь бизнес, деньги, как было бы в начале вашего "сотрудничества", но теперь у тебя уже нет и репутации!!!

Иван Преображенский:

Я постараюсь больше не давать комментариев изданиям, которые сегодня пиарили (то есть никак не упомянули его прежние подвиги) Аркадия Воложа. Некоторые с ним связывают давние дружеские, хочется надеяться, связи. Там все понятно, кроме того, зачем это нужно изданиям, если там нет никакого другого интереса.
Другие меня удивили. Впрочем, когда гранты сокращаются, хорошо иметь рядом мощный искусственный интеллект и не только.
Жаль, все это ценой своего эмоционального интеллекта.

Андрей Никулин:

Существенную часть бизнеса он уже потерял – вывести удалось только малую часть, историю его успеха сейчас успешно ровняют с землей, создавая на руинах вместо передовой международной компании нечто "импортозамещенное", репутация тоже была подорвана еще тогда, когда начались игры с составом ленты новостей.

Классическая история, описанная еще в "Мефисто", когда система пережевывает решившего сыграть с нею человека.
И сколько еще таких ждет своего часа? Шоу с очередным поиском врагов народа и виноватых только начинается.

Тут должна быть, по идее, мораль, но она очевидна уже давно для тех, кто готов ее воспринять. Для остальных же не действуют ни нравоучения, ни примеры из жизни.

Дмитрий Козлов:

Соучредитель Яндекса всегда был для людей с хорошими лицами недостаточно чистеньким. Что ж, наверняка его сотрудничество с властями РФ в сервильном режиме началось гораздо раньше, чем прогиб с новостной лентой.
Матушка россия всегда была богата голодными особистами и прочей челядью. Эта публика быстрее многих сориентировалась в новые времена и потихоньку пристраивалась к любому заметному глазу бизнесу.
Но одно дело чекистская шушара образца 90х и начала 2000х, другое дело – людоеды современного Мордора .
Аркадий Волож не более продажен или циничен, чем любой житель России, и уж тем более, чем любой из окэшившихся уехавших бизнесменов. От последних он отличается только тем, что продолжает зарабатывать тем, что у него хорошо получается, а не клетчатыми штанами, например.
Но главное, он единственный из эмигрантов, кто сказал то, что уже давно надо произнести: забудьте все, что у вас было в россии, этого не вернуть, вашей страны больше нет, там теперь мрак и он навсегда.
Я думаю, у Воложа и его команды в Голландии все получится, а у белоленточников, грезящих о том, как прозреет (с чего бы?) народ-богоносец, нету ни единого шанса.

Константин Сонин:

Один из самых важных – самых бесплодных – самых бесконечных – споров, которые мы будем вести – это что пошло не так? Как так получилось, что люди, которые строили новую, лучшую, красивую, образованную Россию проиграли, а жадные и тупые мудаки, которым ничего кроме власти и денег, не надо было выиграли?
Яндекс и Волож создали огромное количество того, что делало жизнь в России лучше, удобнее, умнее, светлее, но для этого приходилось всё больше и больше идти на компромиссы и уступки. Конечно, и тогда было понятно, что это компромиссы, но они позволяли бизнесу развиваться – и, значит, гражданам жить удобнее и лучше.
В интервью Волож говорит о том, что надо было закрыть Яндекс.Новости, в итоге ставшие рупором пропаганды, раньше, в 2017 году. То есть, если раскрыть смысл этих слов – нужно было (а) заработать меньше денег для себя и (б) лишить россиян высококачественного продукта. Да, не такого хорошего, каким бы он был в идеальном мире, но по-прежнему, в 2017-ом, высококачественного.
Очень многие комментаторы легко выбирают за бизнесменов "отказ от компромиссов". Меньше прибыли, конечно. Но, одновременно, отказ от компромисса – это лишение россиян продукции, которая им важна и нужна. Конечно, конечно, мы бы пережили и без Новостей, и без Маркета, и без Школы анализа данных, но с ними было лучше. Компромиссы Воложа, как и компромиссы других бизнесменов, делали нашу жизнь лучше.
Конечно, из 2024 года прошлые компромиссы выглядят зряшными. Они, в итоге, не помогли. Но, после поражения многие действия выглядят зряшными. Я вовсе не уверен, что если бы Яндекс раньше занял бескомпромиссную позицию, это позволило бы спасти Россию. Я не уверен, что если бы Яндекс, одна из крупнейших компаний в России, в феврале 2022 года выступила бы открыто и громко против войны и репрессий, война бы остановилась.

XS
SM
MD
LG