Путин и патриарх рассказали русскому народу, что сражаются за его свободу. Получается, с Путиным и патриархом он уже больше 20 лет не свободен. Религия для народа – все еще опиум? Обсуждают публицист Александр Невзоров и историк религии Николай Митрохин.
Путин на небесах, где-то в Сочи, в Москве сидят эти люди, он перед экраном общается с миром. В чем была главная идея речей и Владимира Путина, и патриарха, который выступал вслед за ним? В том, что эти люди предлагали концепцию свободы. Каждый из них говорил, что та война, которую затеяла Россия, она для того, чтобы Россию освободить. Давайте сначала послушаем Путина.
Елена Рыковцева: Вслед за ним патриарх. Та же тема.
Елена Рыковцева: Оба они как будто бы забыли, что существует гимн Российской Федерации, в котором эта свобода обозначена как нечто совершенно реальное и принадлежащее РФ: славься, отечество наше свободное!
Путин и патриарх рассказали русскому народу, что сражаются за его свободу
С нами Александр Невзоров. Почему они так настойчиво объясняют народу, что он не свободен, в то время как мы с вами с детства знаем, что мы свободны, потому что в гимне так поется? Гимн же не может врать.
Александр Невзоров: Во-первых, он может врать, как и все российское. Вообще, всё российское абсолютно лживое. Давайте объясню, если вам интересно послушать, что вообще означает этот Всемирный русский народный собор, и вообще зачем он проводится. В Москве, в Кремле всегда необычайно пышно проводится в последние годы Всемирный русский народный собор; для Путина, для войны, для режима это архиважное мероприятие. Потому что у России совершенно (и это правда), совершенно особый путь, она может существовать только за счет грабежа, убийства и поглощения соседей – это дает ей возможность паразитировать на их ресурсах и шиковать. Такова ее историческая миссия, ничего с этим не поделаешь, тут не надо ни вздыхать, ни возмущаться. Никакой другой Россия быть не может и не хочет. Практически все малые народы, до которых она могла дотянуться, были ею кроваво раздавлены и порабощены – это бесспорный хрестоматийный факт, который доказывает даже географическая карта России.
Для всего этого свинства, конечно, нужны очень красивые обоснования. Паразитизмы, геноциды, голодоморы, оккупации, депортации народов, массовые убийства необходимо постоянно оправдывать высокими целями и особенно правами. Мы знаем, что Россия уже добилась в этом деле колоссальных успехов. Но это все старые аргументы, все эти Достоевские, они приедаются, устаревают, периодически требуется свежачок. Для этого в Кремле собирают Всемирный русский народный собор, на котором сочиняют новые веские причины паразитизма, военного и политического скотства, репрессий, беззакония. Это не так-то просто сделать, как вам кажется, это серьезная работа, она требует усилий самых отъявленных прохиндеев страны, так называемых идеологов "русского мира".
Россия может существовать только за счет грабежа, убийства и поглощения соседей
У 25-го собора есть проблемка, она заключается в некоторой безмозглости собравшихся, идеологи просто слегка подвыродились, и придумать что-нибудь такое суперское, огневое у них не получается. Пока они все, начиная с Путина, мусолят набившие оскомину совковые или совсем древние бредни, пока никаких новых обоснований для паразитизма, оккупаций и геноцидов придумать не могут. Вот в этом проблема 25-го собора.
Но вообще он всегда и создается именно как мозговой штурм, когда нужно всем объяснить, почему все это уродство происходит и почему оно должно каким-то образом осуществляться. Мир же – это все равно коммунальная квартира, где есть свои правила. Если один из жильцов регулярно гадит мимо унитаза, откусывает лампочки и пытается вырезать печень соседки, конечно, необходимо, чтобы этот жилец объяснял свою дикость некими высшими побуждениями. Эти высшие побуждения когда-то напридумали Филофей и Мисюрь, украв у болгар идею Третьего Рима. Потом возник идеолог русского православного фашизма Достоевский, который все это отлично упаковал. Потом было еще много всяких прохвостов. Но все это устарело, поэтому им все время приходится подкидывать какую-то свежатинку.
Елена Рыковцева: Вы вообще-то сказали о них какие-то вполне комплиментарные вещи. Мозговой штурм – значит, есть мозги.
Александр Невзоров: Вам нужно открыть телеграм-канал "Невзоров". Я не случайно предварил сообщение о 25-м Всемирном русском народном соборе картинкой, где в банке с формалином чудесно упакованы два анэнцефала. Анэнцефалия – это тот генетический порок, который передается: рождающиеся младенцы вообще не имеют мозга.
Елена Рыковцева: Они не имеют, но тем не менее они штурмят, хотят что-то друг другу доказать, собираются не просто так. Вы же не сказали, что это пустое бессмысленное мероприятие, они извлекают для себя какую-то пользу, хотят в чем-то друг друга уговорить, уболтать. Они же все понимают правильно. Сказал Путин: мы воюем с фашизмом, чтобы освободить Россию (которая, оказывается, несвободна), повторил за ним патриарх как попугай, вышел Толстой, сказал, что аборты – нехорошо. Что они хотят вычленить из своего собора?
России нужна отдельная планета, ей не место среди цивилизованных государств
Александр Невзоров: Я вам как раз и пытаюсь объяснить, что они пытаются найти новые обоснования для скотства, но найти их непросто, потому что все старые бредни уже израсходованы. А публика, тем не менее, хотя она тоже приведена в состояние некоторой безмозглости, действительно требует неких новаций. Действительно коммуналка. Понятное дело, что России лучше было бы переезжать куда-то, ей нужна отдельная планета, ей совершенно не место среди цивилизованных государств и даже среди нецивилизованных. И это придумывается, чтобы всех убедить в том, что не все так омерзительно, как им кажется. То, что говорил Путин, является наименее интересным.
Елена Рыковцева: Мы его даже не цитируем.
Александр Невзоров: Кто-то дополз, нажал под столом кнопку, и началась вся эта абсолютно банальная белиберда. Интересно другое (вы это упустили): истинные цели "СВО", как они выражаются, той преступной бессмысленной бредовой войны, которую ведет Путин, оказываются открыты и сегодня были обнародованы.
Елена Рыковцева: С нами Николай Митрохин. Почему люди, которые вдвоем управляют государством, Путин с патриархом под ручку, не боятся сказать своему народу, что он несвободен? То есть они фактически говорят, что мы все эти годы жили под какой-то пятой, многими пятами и пятками, а теперь мы освобождаемся путем этой войны. Почему их не смущает это странное противоречие? Почему они объясняют людям: нет, мы рабы, и мы только сейчас делаем вас не рабами?
Николай Митрохин: Объективно они пытаются построить фашистскую идеологию. Фашизм всегда революционен. Революция – это всегда освобождение от прежних пут. Патриарх является фашистом по убеждениям: это не обзываловка в духе "все фашисты", и именно не немецким нацистом, а фашистом в итальянском духе 1920-х годов. Он воспроизводит эту корпоративную, революционную идеологию национального возрождения. Поэтому для них риторика вовлечения народа в преступление, которым является агрессивная война, – это риторика фашизма: мы таким образом освободимся от чего-то, что нас прежде сковывало.
Патриарх является фашистом по убеждениям
Соответственно, есть основной агрегатор подобного рода риторики: это, собственно, сам Путин. Есть группа идеологов, занимающих разные общественные позиции, которые пытаются эту идею развивать и обосновывать, в первую очередь адресуясь к той аудитории, которая готова их слушать или потенциально готова слушать. В этом плане патриарх, естественно, не является человеком, который соуправляет страной с Путиным. Там можно говорить о нескольких людях в путинском бывшем чекистском окружении, кто помогает ему управлять страной, но уж патриарх точно не относится к числу таких людей. Как у крупного идеолога второго ряда, у патриарха есть некоторая своя политическая структура, в которой он играет.
Вот этот Всемирный русский народный собор – это структура, которая собирается раз в год; между соборами, как правило, ничего не слышно. Патриарх приглашает каких-то людей, с которыми он считает возможным поиграть в политику. Если посмотреть список президиума этого собора, список выступающих, то, например, в их числе нет митрополита Тихона Шевкунова (сейчас – митрополита Крымского), которого считают духовником Путина, что неправда. Тем не менее, это второй кроме патриарха человек в РПЦ, который с Путиным общается напрямую, у которого тоже есть какие-то идеологические проекты. Его на этом соборе нет. Если мы более внимательно посмотрим на состав постоянных участников, в том числе на состав участников идеологической секции собора, которая должна разрабатывать идеологию, то там мы увидим все те же знакомые мне, как специалисту, лица: это люди, которые входят в непосредственное окружение патриарха, те, кто пишет ему доклады.
Эти люди, соответственно, пытаются сформулировать идеологию, а на самом деле повторяют те же тезисы докладов патриарха, которые написали ранее. Более того, основной писатель докладов такого плана Александр Щипков еще и сына своего приволок выступать на эту идеологическую панель, чтобы это окончательно стало семейным междусобойчиком. Это такая игрушечка, которая демонстрирует, что у патриарха есть ресурсы, он может пригласить каких-то губернаторов (разумеется, с согласия Администрации президента).
Елена Рыковцева: Он может даже президента пригласить, не только губернаторов.
Риторика вовлечения народа в преступление, которым является агрессивная война, – это риторика фашизма
Николай Митрохин: Президент там все-таки редко выступает. Пригласить кого-то, кто-то придет. Слуцкий входит в президиум как председатель фракции ЛДПР. Например, "Единая Россия", которая считает себя самостоятельным идеологическим субъектом в путинском окружении, практически не принимает участия в этой игре. КПРФ – иногда от нее бывают представители, иногда нет, но она самостоятельный политический субъект. Это такое домашнее мероприятие, которое изначально было рассчитано на классических русских националистов, выходцев из советского периода, в основном из Союза писателей или из региональной русской националистической интеллигенции. Сейчас какие-то остатки этих людей есть. На это мероприятие согнали большое количество священников, епископов, которым всегда круто прокатиться в Москву, потусоваться между собой или с политиками. На самом деле никакого реального политического значения все это не имеет и никогда не имело.
Елена Рыковцева: Мы сейчас посмотрим справочный сюжет об этом мероприятии.
Елена Рыковцева: Считаете ли вы, что у Русского собора или у его отдельных представителей существуют некоторые разногласия с государством? Нельзя сказать, что это совсем единый блок?
Гундяев – это такая бородатая Бузова
Александр Невзоров: Это абсолютно единый блок. Дело в том, что самое вкусное… Вы пытали меня этими кадрами, я совершенно не понимаю, за какие грехи я обязан слушать всех этих маразматиков! Там была писательская секция, на ней выяснилось, что в действительности война ведется за "Аленький цветочек", за русскую литературу. Что угрожало "Аленькому цветочку", пока не очень понятно. Вразумительную связь "Аленького цветочка" и расстрела в затылок 458 человек в Буче или бомбежек в Мариуполе уловить достаточно сложно для человека со здравой логикой. Но про здравую логику нам, вероятно, не надо вспоминать в связи с Русским народным собором.
Гундяев не имеет никаких собственных представлений об этом мире. Вообще, всю эту компанию не надо переоценивать. Это действительно мозговой штурм, который делают безмозглые люди, но они понимают, что необходимо создание новых свеженьких идеологем, потому что та же самая молодежь абсолютно не понимает того, что они говорят, с кем они говорят. Весь этот кровавый нафталин, в котором барахтается Путин, в реальности абсолютно непонятен для так называемой молодежи, даже самой распропагандированной. Мы говорим об очень важном для них событии, и мы наблюдем крах, позор этого события.
Елена Рыковцева: Существуют ли хоть какие-то противоречия между церковью и государством? Владимир Путин в конце этого мероприятия вновь взял слово после многодетной матери и сказал: патриарх говорит, что советская власть – это тормоз, а я считаю, что, наоборот, толчок. Или тема мигрантов, которую патриарх поет маниакально из проповеди в речь, из конференции на форум, он толкает эту идею, что надо чиститься, отгораживаться от мигрантов, мигранты – зло. На этом форуме после него эту тему подхватывает Петр Толстой. Все-таки видите ли вы здесь какую-то разность позиций? Почему мигранты для церкви – зло, похоже, большее, чем аборты, почему они стали их так последовательно выдавливать, хотя бы лексически? На уровне государства такое не наблюдается.
Николай Митрохин: У церкви и государства есть масса противоречий, которые иногда скрываются, а иногда, как в данном случае, не скрываются. Это не только разное отношение к мигрантам или к абортам, церковь очень недовольна ювенальной юстицией, которая так или иначе все равно продвигается государственными структурами, или вообще правом государственных органов надзирать за многодетными семьями, среди которых есть православная часть. Церковь на самом деле не шибко довольна государственной политикой в плане оккупации соседних государств, потому что это сильно портит позицию церкви в этих государствах или в международных связях, как, например, это было с Грузинской православной церковью: РПЦ не поддержала вторжение, старалась сохранить хорошие отношения с Грузинской церковью. То же самое, когда Россия оккупировала Крым: там сохранялась митрополия Украинской православной церкви, РПЦ совершенно не собиралась ее переводить в свой состав, подчинять непосредственно патриарху, как это произошло уже после начала войны, после ухода УПЦ из состава РПЦ. Таких линий противостояния очень много по совершенно разным вопросам.
У церкви и государства есть масса противоречий
Подобного рода форумы – попытки патриарха показать, что это единство есть. Патриарх, помимо того, что фашист, последовательный русский националист. Российское государство все-таки многонациональное, а русские националисты, расисты слишком много говорят о русском народе. Как в данном случае: что такое Всемирный русский народный собор – это же не собор россиян как таковых, предназначенный для объединения всех русских вне зависимости от места их проживания. Раньше, например, на нем было много делегаций из Латинской Америки, США, Европы, Азии. Русские приезжали, поскольку патриарх видел себя идеологическим лидером русских. Сейчас он сократился, в том числе идеологически, до структуры, которая жестко отражает интересы Российской Федерации, ведущей войну. Это важные изменения в соборной идеологии.
Российское государство видит себя мультинациональным государством. Несмотря на то что русским оказывается уважение, русский язык является единым языком всех государственных структур, российское государство все равно не является этнически русским. Педалирование темы русскости, которым занимается Всемирный русский собор, что вполне логично, идет вразрез с государственными интересами.
Что до отношения патриарха к мигрантам, действительно, это удивительно! Это изменение произошло буквально за последние года полтора, до этого позиция Московской патриархии состояла в том, что мигрантов мы рассматриваем как наше миссионерское поле, мы должны им помогать в плане изучения русского языка, их православизации, не надо жестокостей, которые творили скинхеды... Антимигрантская риторика на уровне патриарха и руководства РПЦ в принципе отсутствовала. Что изменилось сейчас в голове патриарха, мы не знаем. Человек пожилой – мало ли у человека какие-то внутренние тренды. Но надо сказать, что позиция патриарха или отдельных спикеров на соборе не является позицией РПЦ, потому что патриарх представляет РПЦ перед органами власти, но решения РПЦ или ее позицию определяют прежде всего Священный синод, архиерейский собор и поместный собор. Священный синод, насколько я знаю, ровным счетом ничего не принимал, не утверждал касательно мигрантов, в отличие от позиции по абортам. Поэтому это личная самодеятельность патриарха, которого последние годы несет на собственной волне, а куда – не очень понятно.
Подобного рода форумы – попытки патриарха показать, что это единство есть
Елена Рыковцева: Что такое сегодня церковь в государстве, управляет она государством, не управляет, с его точки зрения? Давайте послушаем, как видит это Владимир Путин.
Елена Рыковцева: Она отделена от государства, но не отделена от общества. Какую формулу мы тут должны предложить взамен?
Александр Невзоров: Все, что говорит Путин, не имеет ни малейшего смысла.
Елена Рыковцева: Может быть, скажете, что его вообще не существует? Фигура президента РФ имеет какой-то смысл?
Все, что говорит Путин, не имеет ни малейшего смысла
Александр Невзоров: Она имеет смысл. Потому что, я-то понимаю, Путин – это не болезнь, Путин – симптом той страшной болезни, которая обнажилась, стала абсолютно отчетливой и понятной именно благодаря этой войне: болезнь под названием "Россия". Здесь никаких заблуждений, я говорю это как убежденный русофоб, каковым и являюсь, имею на это полнейшее право, меня покусала спятившая Россия. Вы, например, стали бы предъявлять кому-нибудь претензии за то, что человек является арахнофобом? Нет.
Елена Рыковцева: Я пока молчу – это значит, никаких претензий.
Я убежденный русофоб, имею на это полнейшее право: меня покусала спятившая Россия
Александр Невзоров: Бывает, например, арахнофобия. Суете палец, чтобы покормить страшную арахноидальную тварь, она вас кусает, и вы после этого имеете полное право на арахнофобию, неприязнь к паукам. У меня есть все основания для того, чтобы быть русофобом. Это как раз довольно интересный момент последних дней, эта тенденция всех называть русскими – это находится абсолютно в моем русле и в согласии с моим представлением. Я и Соловьева считаю бесконечно русским человеком, и Симоньян. Потому что русские – понятное дело, что это не национальность, но это секта, некая идеологическая общность людей, которые ищут для себя постоянное оправдание за тот паразитический образ жизни, который хотят вести. По-моему, все просто.
Елена Рыковцева: Посмотрим опрос прохожих; мы спрашивали: участвует ли церковь в управлении государством?
Елена Рыковцева: Хотим поближе познакомить вас с еще одним персонажем этого прекрасного мероприятия, который стоит за сценой этих событий, форумов, держит в руках всю эту религиозную мысль, – это Константин Малофеев.
Елена Рыковцева: Если бы мы сейчас пошли на улицу и начали задавать вопрос "кто такой Малофеев?" cто процентов люди не знали бы, кто это такой. То есть этих персонажей я бы отнесла к серии нераскрученных. Вы могли бы нам описать роль его личности в истории: какой вес у Малофеева, с вашей точки зрения?
Николай Митрохин: Не очень большой. Это человек из второго ряда идеологов. Я не уверен, что у него даже есть личный доступ к Путину, например. Он был привязан к Путину через помощника Путина по телекоммуникациям и был "кошельком" этого помощника. Он известен массой сомнительных криминальных инцидентов. Известен как один из четырех человек, которые были операторами российского вторжения в Украину в 2014 году, так называемыми "добровольцами". Между этим он основал телеканал "Царьград", имеющий довольно скромную аудиторию. Сейчас придали его патриарху, поскольку сам патриарх, человек уже пожилой, мало способен на организационную деятельность, во внутренних церковных вопросах патриарх – довольно хаотичный менеджер. Придали как финансиста, организатора этой политической инициативы Всемирный русский народный собор.
Во внутренних церковных вопросах патриарх – довольно хаотичный менеджер
Довольно скромное место занимает. Если мы посмотрим репортажи западных медиа, то примерно такими же словами говорили про Дугина, про бывшего банкира Сергея Пугачева, который давно живет во Франции, про еще целый ряд персонажей, про Никиту Михалкова, например, про Тихона Шевкунова, про Егора Холмогорова даже говорили. Каждый из них суетится, бегает, имеет свою зону деятельности, и какой-то суммарный эффект от этой деятельности, безусловно, есть, но личный вклад… Если завтра человека не будет, останется после него пустое место в российской политике? Нет, конечно.
В текст внесены редакционные сокращения, поскольку в прямом эфире программы прозвучали заявления, которые противоречат этическим стандартам Радио Свобода.