Ссылки для упрощенного доступа

"Хоронить его преждевременно". В мире опять растет заболеваемость COVID-19


Вакцинация от COVID-19 в Европе
Вакцинация от COVID-19 в Европе

В России растет число заболевших COVID-19, но вводить ограничительные меры в стране пока не планируется. Об этом сообщает РБК со ссылкой на Роспотребнадзор. По данным ведомства, за последнюю неделю коронавирусной инфекцией заразились 11,5 тысячи человек, но пока речь идет о сезонном росте заболеваемости. В августе ВОЗ сообщала, что в мире в период с 17 июля по 18 августа 2023 года COVID-19 заразились около 1,4 млн человек, более 2,3 тысячи умерли.

В бюллетене ВОЗ отмечается, что наибольшее число заболевших было выявлено в Южной Корее, Австралии, Сингапуре, Италии и Великобритании. Больше всего умерших с 17 июля по 18 августа 2023 года было зафиксировано в Южной Корее (340 смертей), Австралии (201 смерть), России (182 смерти), Филиппинах (162 смерти) и Италии (159 смертей).

В ВОЗ уверены, что "COVID-19 продолжает оставаться серьезной угрозой", поэтому организация "настоятельно призывает государства-члены поддерживать, а не отказываться от созданной ими инфраструктуры борьбы с распространением коронавируса. Крайне важно поддерживать раннее предупреждение, эпиднадзор и отчетность, отслеживать варианты [коронавируса], оказывать раннюю клиническую помощь, проводить бустерную вакцинацию в группах высокого риска, улучшать вентиляцию".

В России подъем заболеваемости связывают с наступлением осени: "В осенний период подъем заболеваемости гриппом, острыми респираторными заболеваниями и COVID-19 связан и с похолоданием, и с возвращением людей из отпусков. Школьники возвращаются с каникул, много времени проводят в коллективах, где идет активный обмен инфекциями", – сообщает Роспотребнадзор.

Ранее появлялись предупреждения о том, что новый штамм BA.2.86 "пирола" более заразный, чем предыдущие.

О возможности новой серьезной вспышки заболеваемости COVID-19 в России и мире, а также о том, готовы ли российские медицина и наука к новому витку борьбы с инфекцией на фоне войны в Украине, Радио Свобода поговорило с живущим в США ученым-генетиком Дмитрием Пруссом:

Людей на COVID больше не тестируют так, как тестировали раньше

– Официальной российской статистике можно доверять с определенными поправками, такими же, как в большинстве стран мира. Причина таких поправок в том, что людей на COVID-19 больше не тестируют так, как когда-то тестировали. Многие ограничиваются антигенными тестами, результаты которых никому не сообщаются, и они в статистику не попадают. Многие не тестируются вообще, все уже привыкли к тому, что COVID-19 уже не в первый раз. Поэтому реальная заболеваемость, конечно, сильно оторвалась от тех цифр, которые мы можем найти в статистике, и на деле гораздо выше.

Генетик Дмитрий Прусс
Генетик Дмитрий Прусс

В России пока никакие ограничения вводить не планируется. А что в Европе и в США?

Ограничения вводятся очень скромно, в основном по сектору больниц

– Ограничения вводится очень скромно, в основном по сектору больниц. На общественном транспорте ограничений не вводится, в учреждениях образовательных не вводится. Это характерно практически для всего западного мира, точно так же, как и для России.

Есть ли у ученых еще какие-то тревоги, вызванные ростом показателей заболеваемости COVID-19 и его новыми штаммами? Вот, в частности, пишут о том, что появился новый штамм – "пирола". Насколько он опасен, по вашему мнению, и стоит ли вообще обращать внимание на его появление?

Кто знает, какие еще коленца может выкинуть этот вирус

– Нам, людям, занимающимся эпидемиологией, эволюционной генетикой вирусов или публичным общественным здравоохранением, на это нужно обращать внимание обязательно. Потому что пандемия с нами еще очень недавно, трех лет не прошло, и кто знает, какие еще коленца может выкинуть этот вирус. Хоронить его как незначительный, несущественный или неопасный преждевременно. Да, действительно, последние витки его эволюции привели к тому, что вирус все время пытается придумать новые варианты, которые способны заразить новые массы людей. У него это в какой-то мере получается, но большой опасности тяжелой заболеваемости от этого нет. Тем не менее это по-прежнему более серьезная угроза здоровью, чем грипп. В связи с тем, что с эволюции вируса прошло относительно немного времени, мы не знаем, куда она приведет на следующем витке. Поэтому специалисты по-прежнему очень внимательно пытаются отслеживать, как именно эволюционирует вирус, какие новые необычные варианты появляются. Это делается с надеждой упредить следующий удар вируса, если такой случится, чтобы у нас не было нового казуса, который случился с появлением "омикрона".

Пандемия COVID-19 в Македонии, 2020 год
Пандемия COVID-19 в Македонии, 2020 год

В этом плане "пирола" вызвала огромный интерес специалистов: по мутационному спектру, по богатству мутаций она отличалась от существующих вирусных штаммов почти так же сильно, как в свое время "омикрон" отличался от "дельты". И при этом появилось не просто огромное количество мутаций. Это бывает иногда у как бы мертворожденных ветвей эволюции: когда вирус, скорее, сам себя обманул этими мутациями, чем нас. Огромное количество мутаций "омикрон" приобрел, допустим, под действием мутагенных лекарств, таких как популярный в свое время в России фавапировир. Но эти мутации ему не очень-то помогли, они оказались в основном вредными. С "пиролой" ситуация другая. Сразу же, буквально в первые же дни этот штамм вируса нашли во многих странах, на многих континентах, во многих образцах. Поэтому стало ясно, что он вполне жизнеспособен, вполне способен заражать людей, передаваться, как бы путешествовать с авиапассажирами на далекие расстояния и так далее. Поэтому сразу забили тревогу. Не потому что от него видна какая-то страшная угроза смертей или тяжелой заболеваемости, или массовой вспышки, а потому что это очень сильно мутировавший вирус, он жизнеспособен и распространяется. Его надо обязательно отслеживать, обязательно контролировать, насколько далеко он разойдется, каков его потенциал и с точки зрения инфекционности, и патогенности.

Что еще известно ученым об этой "пироле"?

"Пирола" не настолько заразна, чтобы за какие-то считаные недели или месяцы вытеснить все остальные штаммы

– К счастью, первые полученные данные говорят, что на текущем витке эволюции "пирола" вполне жизнеспособна, но не настолько заразна, чтобы за какие-то считаные недели или месяцы вытеснить все остальные штаммы и привести к тяжелым эффектам для здоровья. Пока она распространяется с умеренной скоростью. Если что-то с ней случится более опасное, то время отреагировать еще будет. Для того чтобы знать, нет ли реальной угрозы человечеству, важно только одно – продолжать расследовать и контролировать, изучать новые вариации вируса. Успокоиться и говорить, что все в порядке, он уже улегся в тихое русло и никогда больше не вызовет новых волн критического размера, еще рано. История показывает, что после многих пандемических событий, после "испанки", после гриппа уже послевоенных лет часто случалось так, что общество расслаблялось, говорило: все, страшный грипп прошел, можно снимать маски, возвращаться в школу, гулять, развлекаться и так далее, – и на этом фоне, на фоне ослабления внимания, на фоне ослабления мер приходила еще одна, последняя волна, которая оказывалась не менее опасной, не менее смертельной, чем предыдущие, которые напугали людей. А тут уже бояться перестали и последнюю волну прошляпили. Вот этого делать не надо.

Готовы ли российская наука и медицина к новым вызовам, связанным с COVID-19, хватит ли научных и медицинских ресурсов на новую борьбу с вирусом и его штаммами с учетом того, что Россия полтора года ведет войну в Украине?

Борьба за государственную поддержку медицины станет еще более зловещей

– Большого оптимизма в этом вопросе у меня нет. Потому что даже до того, как началась война, российское здравоохранение отличалось довольно пещерными тенденциями, как обычно бывает при сильно развитой коррупции. Много денег уходило на всякие бесполезные распилы. Достаточно вспомнить ужасную историю с "ЭпиВакКороной", так называемой вакциной, которая, судя по всему, не только не помогала людям, но и портила им здоровье. Огромные деньги пошли на то, что люди иногда называют "фуфломицином", – субсидируемые государством лекарства с нулевой эффективностью типа "арбидола". Сейчас в связи с бюджетным кризисом борьба за государственную поддержку медицины станет еще более зловещей: денег все меньше, а голода у тех, кто хочет получить их в свои карманы, все больше. В общем, поддержка, конечно, сокращается: если вы слышали, даже прославленный "Спутник" регионы должны покупать за свои деньги – программа господдержки закончилась несколько месяцев назад. Есть и кадровые проблемы: уходят люди, в том числе технический персонал больниц. Кроме того, из-за войны ухудшились экономические связи между Россией и другими странами, и медицинские закупки сейчас идут через какие-то четвертые, пятые, седьмые страны – словом, все это еще больше осложняет ситуацию.

XS
SM
MD
LG