Рамзан Кадыров пригрозил кровной местью миллиардеру, члену Совета Федерации от Дагестана Сулейману Керимову, если он не сможет доказать, что не имеет отношения к попытке заказать убийство главы Чечни. Такая же угроза относится к депутатам Госдумы от Ингушетии Бекхану Барахоеву и уроженцу Дагестана Ризвану Курбанову.
"Есть свидетели, люди, у которых они заказывали [убийство], спрашивали, за сколько вы можете принять заказ", – заявил Кадыров на совещании с представителями силовых структур Чечни (перевод с чеченского редакции Кавказ.Реалии).
По данным Кавказ.Реалии, Сулейман Керимов и Бекхан Бархоев участвовали в слиянии Wildberries и Russ. Рамзан Кадыров и сооснователь маркетплейса Владислав Бакальчук пытались эту сделку отменить, хотя её одобрил Путин. По словам Кадырова, Владислав обратился за помощью только после развода с женой, но расследователи "Можем объяснить" считают, что Кадыров "крышевал" маркетплейс задолго до сделки с Russ.
В перестрелке у главного офиса Wildberries погибли два охранника Татьяны Ким (Бакальчук). В тот день полиция арестовала нескольких бойцов чеченского клуба "Ахмат", которые сопровождали Вячеслава Бакальчука. По данным "Агентства", на разборку в Романовом переулке пришел бывший прокурор из Чечни Анас Эльмурзаев и ещё несколько чеченских силовиков. Все 26 задержанных по делу о перестрелке уже попросились на войну в Украину.
Что Кадыров делал в Wildberries до развода Бакальчуков? Как далеко зайдет его месть? И как разборки чиновников повлияют на жизнь россиян? Об этом в эфире "Лицом к событию" говорим с расследователем "Можем объяснить" Ильёй Давлятчиным и социологом Дмитрием Дубровским.
Сегодня поговорим о новом явлении в российской политике – кровной мести. Глава Чечни Рамзан Кадыров то ли объявил кровную месть, то ли как минимум пригрозил ею миллиардеру, сенатору от Дагестана Сулейману Керимову и двум депутатам Госдумы. Их он обвинил в подготовке заказного убийства себя. Новый этап борьбы за маркетплейс Wildberries остался незамеченным в Кремле. Вопросов о Кадырове на брифинге пресс-секретаря Дмитрия Пескова не прозвучало. Путин тем временем обсуждал развитие уголовно-исправительной системы России.
В начале октября Путин подписал законы, позволяющие отправлять на войну подсудимых. Таким образом, избежать уголовного преследования можно на любой стадии: от возбуждения уголовного дела до оглашения приговора. О какой уголовно-исправительной системе вообще может идти речь, если, к примеру, кража курицы из супермаркета и убийство группы лиц с особой жестокостью обнуляются по одной и той же схеме? Быть может, на этом фоне публичное объявление кровной мести чиновникам федерального уровня уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим для администрации президента. И напомним хронологию событий – от стрельбы в центре Москвы до обвинений в организации заказного убийства.
Рамзан Кадыров ещё в 2011 году лично объявлял о полном прекращении практики кровной мести в Чечне, а теперь объявляет её в своем телеграм-канале. Правозащитник Александр Черкасов говорит, что заявление главы Чечни – какой-то киберпанк. При этом он опровергает слова Кадырова о том, что практика кровной мести давно прекращена.
Проект "Можем объяснить" занимался расследованием о так называемой "крыше" Кадырова для Wildberries. Эта угроза объявления кровной мести в режиме онлайн – лишнее косвенное подтверждение, учитывая позиции наших собеседников о плохо скрываемом контексте продолжающейся битвы за маркетплейс? Говорит журналист-расследователь проекта Илья Давлятчин:
В этой истории Кадыров себя ведет как кошка, которую загнали в угол
– Главное, как Кадыров к этому относится. А он к этому относится очень серьезно – это видно по его речам. В принципе, то, что произошло, – это абсолютно логичное следствие того, о чем вы рассказывали. Потому что Кадыров в истории с Wildberries потерпел откровенное поражение. Да, его люди сидят сейчас в СИЗО по обвинению в убийствах, Wildberries объединился с группой "Русс", которая подконтрольна Керимову. Он обещал помирить семью Бакальчуков. Что в итоге случилось? Ничего не случилось, они не помирились.
В этой истории Кадыров себя ведет как кошка, которую загнали в угол: она начинает шипеть, огрызаться, больше ничего сделать не может. В этой истории, когда он проиграл полностью, у него действительно забрали из-под контроля гигантскую машину. Маркетплейс Wildberries – это огромный магазин, у которого выручка, которая не снилась многим магазинам, разве что "Пятерочке". Закончилось все мы видим чем: Wildberries отняли у Кадырова, отдали Керимову. Теперь Кадыров грозит кровной местью направо и налево, в том числе депутатам Госдумы от "Единой России".
– Это игра ва-банк со стороны Кадырова?
Антон Вайно – это глава администрации президента, который в этом конфликте тоже одержал победу
– Я думаю, что да, он пошел ва-банк, потому что силы не очень равны. С одной стороны Кадыров и Бакальчук, с другой стороны Керимов, братья Мирзоян, а за ними, кстати, еще стоит такой незримый и мало мелькающий в средствах массовой информации человек, которого зовут Антон Вайно, – это глава администрации президента, который в этом конфликте тоже одержал победу. То, что история ни к чему хорошему не приведет, видно по освещению в СМИ. Мало кто обратил внимание, что ТАСС первым дало новость о том, что Кадыров объявил кровную месть. Но проблема в том, что ЧВГТРК "Грозный" и сайт "Грозный инфо" – это главное информационное агентство Чечни – молчали об этом, они ничего не написали о том, что Кадыров пригрозил кровной местью Керимову и двум депутатам Госдумы.
– Кажется, повторная стрельба в центре Москвы уже не пройдет как план?
– Я сейчас, честно говоря, после 24 февраля 2022 года, ничего не исключаю. Кто бы мог представить, что Алексея Навального убьют в колонии? Кто бы мог представить, что масса оппозиционеров, масса простых людей будут сидеть в тюрьмах? Стрельба в 400 метрах от Кремля в офисе Wildberries в 2024 году – кто может такое себе представить? Но вот оно случилось, погибли два человека. Находится ли Керимов в безопасности, мы тоже не можем пока узнать, – говорит Илья Давлятчин.
Параллельно привлекают на себя внимание в медиапространстве и сыновья Рамзана Кадырова. Старший, Ахмат, взялся за бойцов поп-MMA. А младший, Адам, продолжает собирать награды. Что такое поп-MMA, что за награды и за что Рамзан Кадыров готов отправлять жителей Чечни на фронт – в сюжете Ильи Козина.
Что наиболее симптоматично в истории с последними заявлениями Рамзана Кадырова? Скрытый межнациональный конфликт, обычный агрессивный передел жирного куска онлайн-рынка? Может быть, нечто иное? Мнение социолога Дмитрия Дубровского:
Непоколебимое и нерушимое положение Кадырова как верного пехотинца Путинавдруг начинает трещать
– Одно другому не противоречит. В данном случае, мне кажется, та ситуация, которую люди пытаются описывать как межнациональный конфликт, – это, конечно, попытка адресации к защите. Мы с Кондопоги еще помним, когда стычка бандитов вдруг превратилась в межнациональный конфликт, вызвала реальные погромы. Первое, что бросается в глаза, – удобно межнациональными конфликтами прикрывать какие-то совершенно бандитские дела. С другой стороны, мне кажется, начинают валиться все привычные схемы.
Кровную месть за угрозу убийства не объявляют, тем более что никаких доказательств нет. Удивительная происходит история, что непоколебимое и нерушимое положение господина Кадырова как верного пехотинца Путина вдруг начинает трещать. Он в эфире вдруг начинает причитать, что ему угрожают и вообще обижают. Мне кажется, что даже неправовые, длинно работающие схемы перестают работать в этом странном времени, когда уже не то что закона нет, но уже и эти схемы перестают работать. Валятся какие-то институты, какие-то практики, которые их создателям казались очевидными и нерушимыми.
– Как разборки между чиновниками – не предпринимателями, а именно чиновниками – отражаются на доверии к власти или страхе россиян перед ней? Как это коснется рейтинга Путина?
– Я думаю, что это никакого отношения к рейтингу Путина не имеет. Рейтинг Путина тефлоновый, он вообще не имеет никакого отношения к тому, что в стране происходит. Я думаю, люди на это реагируют мало. Интересно, кто из этих событий получит выгоду. Видимо, это Вайно, судя по всему.
– Это уже симптомы 90-х годов или пока еще это шаткое положение Рамзана Кадырова? И его заявление – это лишь путь к тому, чтобы таким способом решать вопросы в бизнесе и во власти?
– Если считать, что симптомы 90-х годов – это отсутствие институтов и очень силовые практики, то можно сказать, что такого рода вещи очень сильно напоминают то, что называется силовым предпринимательством. То есть это возвращение 90-х в буквальном смысле этого слова.