Ссылки для упрощенного доступа

Предчувствие Курской битвы. Александр Гогун – о горечи побед


Хотя большинство военных экспертов сходится во мнении, что операция ВСУ на территории России не является поворотным пунктом войны, как, например, Курская битва 1943 года, всё же речь идёт о выдающемся тактическом украинском успехе и громком провале агрессора. Это провал не столько его фронтовых частей, сколько разведки и контрразведки. Источник в ВСУ рассказал мне о тщательной подготовке прорыва: офицеры неделями зубрили справочники по российским минам и растяжкам, чтобы обезвредить их на соответствующем участке, где противник держал мало живой силы. В результате ВСУ углубились на территорию РФ дальше, чем российская армия в ходе майского наступления под Харьковом, хотя последнее и проводилось на более широком участке.

Реакцию путинской военной машины сложно назвать молниеносным сокрушительным ответом, но общее положение на фронте остаётся для Киева тяжёлым – как в Сумской, так и в Донецкой областях. Пока что речь не идёт об отзыве передовых российских пехотных частей и подразделений, продолжающих наступление, и их переброске в Курскую область. Учитывая, что россияне пока что сохраняли превосходство в воздухе, украинским частям прорыва предстоят непростые дни.

Зеленский хочет показать своим избирателям: мы можем наступать

Контрудар в Курской области – достижение прежде всего новой мобилизационной системы – онлайн-регистрации призывников. Каждый военнообязанный сам должен занести себя в эту базу данных. Мои украинские коллеги жалуются на территориальные центры комплектования (ТЦК) – на их неповоротливость, косность и откровенный произвол, но в целом система, запущенная этой весной, принесла свои плоды. Генералы говорят о достаточном пополнении и даже о перспективах ротации частей – замене новобранцами тех, кто устал месить окопную грязь и отражать атаки противника, обладающего огневым превосходством.

Если до июня речь шла об острой нехватке личного состава – на линии боевого соприкосновения просто затыкали дыры, – то сейчас ВСУ могут позволить себе громкую операцию отвлечения, деморализации противника и поднятия духа в своей стране. Социологи отмечают, что, доля украинцев, желающих, чтобы Киев начал переговоры с Москвой ради перемирия, постоянно растет. Операцией под Курском Зеленский хочет показать избирателям: мы можем наступать, а значит, изгнать агрессора хотя бы с части захваченных им земель.

Многомиллиардный пакет военной помощи США был не единственным важным шагом союзников Киева. Свою роль наращивает и коалиция дронов, в которой значимую роль играют европейские партнёры Украины. На днях появилась новость о том, что в этом отношении намечается поворот в пользу обороняющейся стороны. В июле Украину атаковали 426 дронов типа "Шахед", а Украина запустила по РФ более 520 ударных дронов дальнего радиуса действия. Российские операторы концентрируются на выведении из строя энергетической сети, украинцы стремятся поразить вражеские аэродромы и нефтеперарабатывающие предприятия.

Одни эксперты предсказывают, что война завершится через несколько месяцев, другие аналитики уверены, что у россиян, несмотря на потери, хватит бронетехники на 2025 год. Тем временем, Евросоюз и Великобритания наращивают производство вооружений и боеприпасов, поэтому выводы украинских экспертов, близких к властям, о том, что уже с начала 2025 года можно будет обороняться и выстоять даже без помощи США, не выглядят пустым бахвальством. Но даже если и после избрания нового президента Вашингтон продолжит стабильные военные поставки, украинское контрнаступление до Севастополя или Таганрога станет исключительно сложной, едва ли решаемой задачей.

К военным тяготам россияне привыкли, кровопролитие стало повседневностью

Для оценки положения в степях Донбасса и лесах Южной России следует взглянуть и на глобальный баланс сил. Российские наемники бесчинствуют в Африке, где Кремль проводит неоколониалистскую политику, устанавливая и поддерживая диктатуры в одной стране за другой. Путин накладывает руку на полезные ископаемые и может использовать влияние в Африке для давления на страны Евросоюза: например, угрозами усилить потоки нелегальных мигрантов.

Если же вернуться под Курск и Покровск, то переговоры с перемирием скорее отсрочка, чем выход. Путинский режим в ходе полномасштабной войны укрепился, оппозиция изгнана из страны и запугана. Военные преступники хорошо понимают, что в случае демократизации страны их ждёт тюрьма, и готовы на всё, чтобы избежать такого исхода.

А к военным тяготам россияне привыкли, кровопролитие стало повседневностью. В челобитных видеообращениях, которые записывают жители Курской области, звучит отнюдь не пацифизм, а пожелание победы и замшелая сказка о добром царе и злых придворных.

За день до украинского контрудара под Курском, 5 августа, один из сотрудников Курского государственного университета отказался от моего предложения участвовать в исследовательском проекте. В нынешних условиях брать на себя дополнительные обязательства он посчитал безответственным: "Живу в таком месте, где днем по 2–3 раза объявляется ракетная опасность или опасность БПЛА. Ночью это повторяется ещё от 1 до 3 раз. Атмосфера очень напряженная и отнюдь не способствует какой-либо продуктивной работе. Вот сейчас пишу это письмо, а за окном (живу неподалеку от военного городка и военного аэродрома) гремит ПВО, сбивают очередной украинский дрон (или ракету). Дрожат стекла, за окном включилась сигнализация на припаркованных автомобилях. Звучит сигнал воздушной тревоги, достаточно громко. Телевидение также прерывается воем воздушной тревоги и призывами уйти от окон или спуститься в убежище. (…) Интернет на время тревоги отключается, как только она завершится, смогу отправить это письмо".

Ну, а после начала украинского контрудара положение тем более обострилось. Вопреки заявлениям местных властей, эвакуация не организована и каждый спасается как может. Один из моих тамошних знакомых сообщил – если ранее участок пути преодолевался за три четверти часа на маршрутке, то теперь стоимость этого проезда сопоставима с местной зарплатой за месяц: "У нас под Курском идут бои, люди бегут из Суджи. Сейчас перебраться в Курск стоит 30–40 тыс. руб., не считая проживания". В Курской, Белгородской и Брянской областях введён режим контртеррористической операции, который позволяет силовикам изымать машины у организаций и частных лиц, и это увеличивает угрозу удара украинских дронов по любому автотранспорту.

Из приграничных областей, по заявлениям властей РФ, решено вывезти 78 тысяч мирных жителей. Немало, но в эти же дни в Сумской области проходит эвакуация двадцати тысяч человек. В Херсонской области власти из-за непрерывных российских обстрелов объявили о необходимости вывезти жителей пятидесяти населённых пунктов вдоль Днепра и двух микрорайонов Херсона.

Пока поход ВСУ в Курскую область не принёс украинским гражданам страстно желаемого эффекта – защиты от путинских акций устрашения. 9 августа был поражён супермаркет в Константиновке – полтора десятка погибших и почти полсотни раненых, в ночь с субботы на воскресенье нанесён удар по столице, среди погибших – ребенок, 11 августа в ходе массированного обстрела Краматорска повреждено 60 зданий, новые жертвы.

В РФ тоже есть жертвы среди гражданского населения, и теперь война по-настоящему пришла на российскую землю. Территория, на которой идут боевые действия, расширяется, и одна из причин непрекращающегося кровопролития – нерешительность западных стран, не решившихся предоставить Киеву всю необходимую помощь в первые два года войны.

Александр Гогун – военный историк

Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG