Елена Рыковцева: Ксения Собчак и Алексей Венедиктов выступили пресс-секретарями сразу двух персон, которые исчезли без предупреждения. Первым был Дмитрий Песков.
Елена Рыковцева: С нами на связи главный редактор еженедельника "Собеседник" Олег Ролдугин. Я не буду спрашивать вас, волнуетесь вы или нет; он, конечно, вернется. Как выглядит эта цепочка? Человек уходит куда-то, проходят две с половиной недели, социальные сети удивляются, журналисты остались без привычных брифингов. И тут появляются Алексей и Ксения, которые говорят: он в отпуске. Значит ли это, что он проводит какие-то дистанционные встречи с этими журналистами из отпуска и сообщает им о своих творческих планах?
Если надо услышать, что в Кремле все спокойно, звоните Пескову, он обязательно подберет нужную информацию
Олег Ролдугин: Для меня вообще странно, что Пескову до сих пор кто-то звонит с какими-то вопросами, потому что, на мой взгляд, это не совсем пресс-секретарь в традиционном понимании – это скорее психотерапия. Если надо услышать, что в Кремле, в нашем Багдаде все спокойно, звоните Пескову, он обязательно подберет нужную информацию, которую всегда использует, нужные факты. Сам давно уже, честно говоря, Пескову не звонил. Помнится, несколько раз мои звонки совпадали с его отпуском, тем не менее он всегда отвечал, был на связи. Если он сейчас не выходит на связь, это действительно выглядит странно, даже если он находится в плановом, а не в вынужденном отпуске, как некоторые предполагают.
То, что с этими словами одновременно выступили Собчак и Венедиктов: эти люди давно и хорошо, тесно, плотно дружески лично общаются и с самим Песковым, и с его семьей. Например, у Татьяны Навки есть свое шоу "Команда", и недавно героем "Команды" был как раз Константин Богомолов (супруг Ксении Собчак. – Ред.) Эти люди общаются семьями, не исключено даже, что вместе проводят отпуск. Лично для меня это неудивительно. То, что выбраны эти люди, а не какие-то более системные источники информации, говорит о том, что хотят, чтобы эта информация, преподнесенная из вроде бы независимых источников, вызывала большее доверие к тем, кто ее произносит, и к тем людям, которые хотят эту информацию донести.
Елена Рыковцева: Получается, что у Пескова и его супруги нет ближе никого, через кого можно было бы донести эту информацию. Даже сайт "Кремлин.ру" для них дальше, чем Алексей и Ксения. Значит ли это, что Пескова все-таки тянет к людям с более либеральной, не совсем агрессивной повесткой, или это только трюк, чтобы усыпить бдительность?
Олег Ролдугин: И то, и то другое скорее верно. Во-первых, это действительно большая вера несистемным источникам информации: мы привыкли, что официальные лица чаще обманывают. С другой стороны, Песков лично хорошо общается с этими людьми – давние связи. Поэтому не исключено, что они действительно знают, что он в отпуске, получают какую-то информацию не только о его отпуске, но и о том, что происходит в Кремле, именно от Пескова. Мы не знаем, как на самом деле Песков вне рабочего кабинета оценивает все то, что происходит в стране.
Елена Рыковцева: Вы как журналист не нуждаетесь в этих брифингах, вы его не очень потеряли?
Мы не знаем, как на самом деле Песков вне рабочего кабинета оценивает все то, что происходит в стране
Олег Ролдугин: В вашей подборке как раз было видео о реакции Путина на слова Пескова. Это совершенно параллельная реальность параллельной реальности. Есть Россия, есть Кремль, а есть Песков, эти реальности существуют независимо друг от друга. У него совершенно другая задача, не классического пресс-секретаря, его задача – психотерапия, и он замечательно с ней справляется. Люди любят Пескова за его спокойный тон, за его дипломатичность, поскольку он и по образованию дипломат, гораздо больше дипломат, чем те дипломаты, которые занимают свои места в дипломатическом ведомстве. Песков действует на людей успокаивающе.
Елена Рыковцева: То есть по-хорошему мы с вами должны подобрать другую должность для Пескова: не пресс-секретарь президента, а, например, психотерапевт от президента.
Олег Ролдугин: Хотя периодически появляются какие-то вбросы о том, что Пескова направят по какой-то дипломатической линии, и это не исключено. Но на своей должности он сейчас, мне кажется, незаменим, поэтому его будут держать до последнего.
Елена Рыковцева: Давайте посмотрим опрос, который мы сегодня проводили на улицах Москвы: потеряли ли люди Пескова, своего психотерапевта?
Елена Рыковцева: Мне кажется, это наш самый адекватный опрос за все время, что мы проводим опросы. Считаете ли, что то, что он сказал "Нью-Йорк таймс", в какой-то интерпретации, но он это сказал: зачем нам выборы, у нас Путин имеет 90%, – это могло навлечь некий гнев того же Кириенко, могло быть причиной того, что его попросили какое-то время помолчать?
Люди любят Пескова за его спокойный тон, за его дипломатичность
Олег Ролдугин: Меня в опросе удивило скорее то, что люди действительно следят за этими событиями. А то, что он сказал про 90%, – нет. Именно озвучивание цифры никого не удивляет. И Лукашенко недавно сказал то же самое, пока вроде бы не пропал из медийного поля. То, что он назвал российскую демократию дорогостоящей бюрократией, – это да, могло повлечь какое-то недовольство, скорее неприятие, скорее удивление со стороны Кириенко. Но Песков все-таки гораздо ближе к Путину, гораздо дольше с ним работает, гораздо более незаменим для Путина, чем Кириенко, который не совсем, мне кажется, еще избавился от налета своей деятельности в 90-е годы: своего премьерства, своей связи с правыми. Он работал в разных политических лагерях, его шатало туда-сюда: человек, с точки зрения Путина, не совсем надежный, хотя в последнее время Путин ему все-таки доверяет, но Пескову, мне кажется, доверяет больше. Поэтому не стоит за него переживать.
Елена Рыковцева: Тем не менее я вам расскажу еще одну историю такой же точно передачи информации через Ксению Собчак и Алексея Венедиктова. Ксения Собчак сообщила про другого персонажа, которого мы с вами давным-давно потеряли, она нам объяснила, когда его убрали (а убрали его еще 18 августа): закрытым указом Суровикина освободили от должности командующего ВКС. Говорит, что связи с ним у семьи еще нет. В паре с ней снова выступает Алексей Венедиктов, который пишет: "Суровикин – освободить от должности командующего ВКС, оставить в распоряжении Министерства обороны". Алексей Венедиктов цитирует этот указ. Снова, как уже несколько раз было, передает такие весточки из семьи Суровикина, жалостливо пишет: "Завтра день рождения мамы Суровикина. Дадут хотя бы звонок сделать?" А это что за связь, что вы думаете об этом, еще одном треугольнике? Доверять ли этой информации, что его больше нет как командующего ВКС и неизвестно, когда он появится?
Олег Ролдугин: Тут действительно странная информация. Хотя есть такие предположения, что указ действительно был подписан, поскольку в этот день в списке указов, которые подписывает Путин, один указ отсутствует в открытом доступе: какой-то секретный указ в этот день действительно был подписан. То, что и Венедиктов, и Собчак об этом знают (секретная информация вряд ли могла быть случайной утечкой, тем более если эта утечка случайно поступила сразу в два адреса), говорит о том, что это был преднамеренный слив от очень информированного источника в Кремле. Я не исключаю, что этим источником мог быть господин Песков, который не мог сам озвучить эту информацию, поскольку находится в отпуске, хотя до сих пор нахождение в отпуске никогда не мешало ему делать какие-то комментарии.
По поводу судьбы Суровикина мы питаемся в основном слухами
Возможно, действительно на время отсутствия Пескова кто-то решил для того, чтобы было больше доверия к этой информации, спустить ее именно через эти два источника.
Елена Рыковцева: Это появилось специальное парное средство массовой информации.
Олег Ролдугин: Либо – чтобы дискредитировать. Может быть, это и Кириенко сделал.
Елена Рыковцева: С нами на связи военный эксперт Давид Шарп. Как вы считаете, для чего эта информация была преподнесена Ксении и Алексею, для чего нужно было довести до нашего с вами сведения, что Суровикин – больше не командующий ВКС?
Давид Шарп: Приказ издан, он снят, а дальше какой смысл это утаивать? Какое-то время можно протянуть, дабы в более удобный момент опубликовать. Если кого-то снимают с должности, причем существенного, должны назначить если не исполняющего обязанности (исполняющий обязанности там уже давно действует), а именно постоянно. Все равно рано или поздно об этом узнают военкоры, это будет опубликовано. Весь вопрос вокруг Суровикина на данный момент, перешел ли он из разряда подозреваемого или неблагонадежного в статус относительно благонадежного, то есть человека, которому можно что-то поручить, какую-то государственную или военную должность.
Если снятие имело место, то когда-нибудь о нем должны были сообщить
Я уже успел прочесть сообщение РБК, который опирается на свой источник. В Министерстве обороны сообщили: снят с должности в связи с переходом на другую работу. Такая формулировка подразумевает, что он остается в структуре Минобороны, то есть он, по крайней мере, не подозреваемый. Я думаю, не стоит искать особой подоплеки. Если снятие имело место, то когда-нибудь о нем должны были сообщить, а в нынешних условиях, даже при том, что все, что происходит в российской верхушке, является достаточно закрытой информацией, все это тоже относительно. Чай не Северная Корея, есть и Z-источники, и другие расклады. В конце концов, даже иностранные СМИ иногда находят определенные концы. Так что не было особенного смысла держать это в тайне.
Елена Рыковцева: Хотя на свободе он или не на свободе – это все еще тайна. Семья о нем ничего не знает, Алексей Венедиктов очевидно держит с ними связь, про мамин день рождения вспоминает. За что его наказали, как мы это сформулируем для нашей аудитории?
Давид Шарп: По поводу судьбы Суровикина мы питаемся в основном слухами. Этих слухов настолько много и настолько с разных сторон и источников, что их можно считать более-менее проверенной информацией. Если исходить из того, что он был как минимум под домашним арестом, а возможно, на некоторое время задержан в качестве подозреваемого, тот самый факт, что нет связи с семьей, говорит о том, что к нему были серьезные претензии, достаточно серьезные подозрения. Насколько я могу предположить, это подозрения в том, что он знал о мятеже Пригожина, если речь не идет о чем-то таком, чего не знает никто, совершенно особенном. Его подозревали в том, что он знал о мятеже Пригожина, не просто водил с ним близкие отношения, как минимум не сообщил, а возможно, даже чуть ли не планировал какое-то косвенное или прямое участие.
С заслуженными генералами так не обращаются, даже если они не устраивают свое начальство
В противном случае меня удивляет такой жесткий подход, если мы подразумеваем, что он либо под домашним арестом, либо задержан, не общается с родственниками. С заслуженными генералами, каковым он до недавних пор воспринимался в российской верхушке, так, естественно, не обращаются, даже если они не устраивают свое начальство. В конце концов, снимают с должности или отправляют в отставку. Тут было что-то серьезное, реальные подозрения, а реальные подозрения – в первую очередь в соучастии в мятеже, других у меня предположений нет.
Елена Рыковцева: Просто как в сказке возник еще один персонаж, тесно связанный с Суровикиным. В отличие от Суровикина, его никто не наказывает, он прекрасно летает по земному шарику и возникает в самых неожиданных местах. Давайте посмотрим сегодняшнее новое, африканское явление Евгения Пригожина.
Елена Рыковцева: Происходит совершенно замечательная история: опять Пригожин появляется в один и тот же день, его светлый лик появляется с открытием африканского форума. В этот же день, когда он снова выступил со своим обращением, Сергей Лавров приезжает в Южную Африку на форум БРИКС. То есть в одной африканской стране Сергей Лавров, в другой Евгений Пригожин. Сергей Марков высказал свои соображения, в какой именно стране находится Пригожин. Он пишет: "Пригожин выложил свое первое видео после кризиса из Африки. Сейчас там, говорит, плюс 50. Заявил, что "Вагнер" вербует новых людей для выполнения задач. В качестве противника обозначил ИГИЛ и "Аль-Каиду". Говорят, что Пригожин сейчас в Мали. А Мали и Буркина-Фасо помогают сейчас Нигеру готовиться к отражению интервенции Франции и Нигерии под флагом ЭКОВАС. Задействован ли Пригожин и "Вагнер" в Нигере, пока неизвестно".
С нами на связи Илья Давлятчин. Есть ли свидетельства того, что дело Пригожина живет не только в Африке, но и в Москве? Все, что он создал непосильным трудом, по-прежнему процветает?
Илья Давлятчин: Вообще интересно, в Африке ли он находится. Сергей Марков сказал про Мали. Пригожин говорит: здесь 50 градусов. Две секунды занимает погуглить: в Мали сейчас плюс 27. В любом случае я уверен, что ни в какой Африке он не находится. Во-первых, что ему там делать? Во-вторых, в Африке в любом случае жарко, но мы видим, что у Пригожина либо проблемы с терморегуляцией, потому что он вообще не потеет, либо у него стоит кондиционер, который его обдувает.
Был недовес в столовых, были просроченные продукты, тараканы, то есть всем этим кормили российскую армию
Когда был мятеж, когда все это дело разогнали, я, честно говоря, думал, что Пригожина сейчас лишат всего, потому что Путин терпеть не может предателей: лишат его, допустим, подрядов на кормление российской армии, на кормление больниц. Нет, ничего этого не произошло, он по-прежнему поставляет продукты и в столичные больницы, и в столичные школы, там даже порядок цифр нисколько не изменился. Самое удивительное, что и армию он по-прежнему кормит. Мы неоднократно писали о том, что происходит с этими подрядами с "Военторгом": у Пригожина куча компаний, связанных с ним, там постоянно были скандалы. Был недовес в столовых, были просроченные продукты, тараканы, то есть всем этим кормили российскую армию. Судя по всему, будут продолжать кормить, потому что ничего из этого Пригожина не лишили, и это самое удивительное во всей этой истории!
Продолжение программы смотрите на видео