В посткоммунистических государствах Центральной Европы переход на профессиональную армию практически завершен. В том числе и в Словакии. Здесь подводят первые итоги военной реформы.
Сегодня в вооруженных силах страны насчитывается 17 тысяч профессиональных солдат. Министерство обороны Словакии продолжает набор молодых людей, заявляя, что ему нужна самая сильная, здоровая и интеллигентная молодежь. Однако, по мнению словацких обозревателей, такие молодые люди видят свою самореализацию в иных областях. В армию уже приходят те, кто не смог найти работу, усматривая в военной службе выход из тяжелой ситуации.
«Люди, которые сегодня проявляют желание служить в вооруженных силах Словакии, прежде всего, руководствуются принципом наемных солдат. Они уверены в том, что, заключив контракт на несколько лет, решат свои собственные проблемы. Также в армии предоставляется возможность хорошо заработать, попав в заграничную миротворческую миссию. Этот побудительный фактор здесь не совсем уместен», - говорит обозреватель словацкого еженедельника "Тренд" Габриэл Бэр.
Проблемы молодой профессиональной армии Словакии обозреватели видят и в рядах командующего состава. Отход многих офицеров в гражданский сектор стал причиной нехватки опытных командиров, занимающихся подготовкой молодежи.
«Армейский менеджмент должен измениться, потому что обучение солдат обязательной военной службы нельзя сравнить с работой с профессиональными солдатами. Командующий состав, как среднего, так и высокого ранга должен перестроить мышление социалистического типа, которое еще присуще многим из них. Они также должны научиться работать с коммерческими структурами, предоставляющими услуги. Потому что профессиональный солдат - не мальчик на побегушках и не подсобный рабочий в кухне или в казарме. Думаю, что такая перестройка будет продолжаться еще несколько лет», - считает Габриэл Бэр.
Не духом единым
Одной из актуальнейших проблем словацкой армии остается модернизация военной техники, которая не соответствует высоким стандартам НАТО. Во вторник на этой неделе в Словакии официально закончился общенациональный траур, объявленный в связи с аварией военного самолета, на котором в страну из Косова возвращалось словацкое подразделение миротворческих сил. Транспортный самолет - еще советского производства - потерпел крушение над территорией Венгрии, не дотянув считанные километры до аэродрома. Пережил аварию лишь один армеец, остальные, включая военного капеллана, погибли.
Словацкие военные на сегодняшний день участвуют в миротворческих операциях на Кипре, в Афганистане, на Голанских высотах, в Ираке, в Боснии и Герцеговине, в Косове, а также в качестве наблюдателей в Грузии и Молдове. В общей сложности это более 500 человек. Для небольшой страны с населением немногим более 5 миллионов жителей это немалая цифра. До сих пор за все время участия Словакии в миротворческих операциях, начиная с 1993 года, потери словацких вооруженных сил составили всего 11 человек. По большей части это были жертвы технических аварий или болезней. И вот гибель 42 человек в одночасье. Однако по мнению экспертов, произошедшая трагедия вряд ли серьезно повлияет на преимущественно положительное отношение населения Словакии к реформе вооруженных сил. «В словацком обществе армия по традиции пользуется большим авторитетом. Этот авторитет повышается по мере усиления именно элементов профессионализма в вооруженных силах. После вступления Словакии в НАТО эта тенденция стала необратимой», - говорит директор Братиславского института общественных проблем Григорий Месежников. Однако и экономить на технике словацкое правительство не собирается - из государственного бюджета на эти цели выделена сумма, превышающая прошлогоднюю.
Коммунисты не сдаются
К чести большинства политических партий Словакии, как правительственных, так и оппозиционных, они не стали превращать человеческую трагедию в повод для выяснения отношений, в средство для сколачивания политического капитала. «И президент, и премьер-министр, и другие политики подчеркнули важный характер миссии, которую выполняли в Косове словацкие военные. А министр обороны Юрай Лишка заявил, что произошедшая трагедия ни в коем случае не станет предлогом для пересмотра активной позиции Словакии в отношении миротворческих операций», – говорит Григорий Месежников. – Было здесь единственное исключение. Коммунистическая партия, что называется “под сурдинку” потребовала вывести словацкие воинские соединения из "горячих точек"».
Эксперты сходятся в одном: любые проблемы субъективного и объективного характера, как и любые трагические обстоятельства способны лишь замедлить, но не способны остановить процесс профессионализации словацкой армии – ибо процесс этот, будучи в Европе повсеместным, отвечает велениям времени.