Министерство юстиции России в понедельник уже в пятый раз отказалось зарегистрировать национал-большевистскую партию Эдуарда Лимонова. Сам Лимонов в интервью Радио Свобода заявил, что НБП продолжит политическую деятельность и даже пойдет на выборы в парламент. Кроме этого, активисты партии намерены и дальше устраивать уличные акции. Участники последней нашумевшей истории – попытки захватить административное здание ГАЗа – вскоре предстанут перед судом.
Пятеро из двадцати двух задержанных в Нижнем Новгороде лимоновцев несколько дней находились в милицейском приемнике для несовершеннолетних правонарушителей. Сейчас они отправлены по домам - в Москву и Санкт-Петербург. Участникам акции предъявлено обвинение по статье «нарушение порядка проведения демонстраций, пикетов, митингов».
25 января несколько представителей национал-большевистской партии перегородили проезд через главную проходную Горьковского автозавода. Поднявшись на верхний этаж здания, нацболы выкрикивали лозунги протеста в адрес нынешнего владельца автозавода Олега Дерипаски. По словам представителей НБП, таким образом они протестовали против решения прекратить выпуск легковых автомобилей "Волга" и провести на заводе масштабные сокращения. К нейтрализации этой акции были подключены силы службы охраны завода, милиции и ФСБ.
Как заявил журналистам Александр Горбатов, руководитель пресс-службы ГУВД Нижегородской области, лимоновцы своей цели не достигли: «Исходя из полученной упреждающей информации, сотрудниками милиции, ФСБ и службы безопасности ГАЗа были предприняты меры, позволившие не допустить противоправные акции НБП». У участников акции были изъяты цепи, замки, транспаранты, листовки, флаги с символикой НБП, мегафон, которыми, по словам представителя ГУВД, они не успели воспользоваться. «Планировавшееся развертывание транспарантов, захват здания, выброс листовок, призывы - все это недопущено. Помещениям центральной проходной и заводоуправления ущерб не нанесен, все задержанные доставлены в отдел милиции на ГАЗе», - сообщил г-н Горбатов.
Руководитель пресс-службы акционерного общества «ГАЗ» Олег Гамов рассказал, что нацболам удалось проникнуть только в мужской туалет: «Здание архитектурно и конструктивно устроено таким образом, что, попав на второй или третий этаж, вы не сможете получить доступ в служебное помещение и кабинеты сотрудников. Единственным помещением, которое было возможно для доступа, был мужской туалет на втором этаже, дверь там была открыта. Я думаю, что им есть, что доложить заказчику. Действительно на один из объектов - в мужской туалет - они попали».
Суд, который на днях состоится над задержанными, может приговорить их к значительному штрафу.
Тем временем лидер НБП Эдуард Лимонов с возмущением отреагировал на решение Минюста в очередной раз отказать партии в регистрации: «С 1998 года это уже пятый отказ зарегистрировать партию, как общероссийскую политическую организацию, - сообщил в интервью Радио Свобода г-н Лимонов. - Несмотря на то, что мы выполнили все требования, и представили в Минюст все документы, результат абсолютно очевидный - 35 строчек отказа всего-навсего и ни одного слова правды».
Лимонов назвал ложью доводы чиновников министерства о том, что на учредительном съезде НБП присутствовало недостаточное число делегатов: «Это дикая ложь, потому что на съезде, он проходил в районе Измайлово, присутствовали все - ОМОН, милиция, кто угодно, у нас было свыше 700 человек, зал был на 650, мы еще подставляли стулья. И был представитель Минюста там».
По словам Лимонова, власть насильственным путем удерживает от выхода на избирателя одну из старейших политических партий России. НБП больше не намерена иметь дело с государством, заявил лидер НБП. Он пообещал обратиться в Верховный суд с просьбой дать оценку действиям Минюста. Лимонов заявил также, что его партия найдет способ участвовать в парламентских выборах: «Мы разработали детально, как это будет происходить. Я сейчас не хочу это оглашать, дабы не предупредить наших противников, но мы это сделаем».
Лимонов сообщил, что не исключает фактов физического давления как на него, так и на активистов НБП: «Мы знаем, что мы живем в полицейском государстве, нас этим не удивишь. Мы не боимся. Мы воспользуемся своими политическими правами, даже если нам придется это делать под пулями и в тюрьмах».