Абрамов ответил Кадырову с больничной койки

Рамзану Кадырову до политического совершеннолетия осталось совсем недолго

Председатель правительства Чеченской республики Сергей Абрамов заявил, что «твердо намерен» вернуться в Чечню. В понедельник в одной из немецких клиник ему сделали операцию на тазобедренном суставе. Временно нетрудоспособный премьер надеется, что уже в конце февраля снова займет свой кабинет в Грозном.


Кресло неубитого медведя


В последние дни судьба премьерского кресла в чеченском правительстве живо обсуждалась экспертами. Слухи о том, что пострадавший в автомобильной аварии Сергей Абрамов может не вернуться в Чечню, не стали опровергать ни в Москве, ни в самой Чечне. Газета «Коммерсант», которая периодически напоминает читателям о своих сбывшихся прогнозах, сообщила в конце января, что за освобождающуюся должность уже начался торг. Высказывались предположения, что место Абрамова может занять либо главный федеральный инспектор ЮФО по Чечне Олег Жидков, либо первый вице-премьер чеченского правительства Рамзан Кадыров, для которого эта должность должна стать промежуточной на пути к посту президента Чечни.


Господин Жидков тут же поспешил заявить, что если Абрамов в Чечню не вернется, лучшей кандидатуры в премьеры, чем Кадыров, не сыскать: это вполне отвечает реальной расстановке политических сил в республике: «Он (Рамзан Кадыров) хотя бы сможет заставить работать свой аппарат, а для ситуации в Чечне это очень важно». Из этих слов неясно, то ли пока еще числящийся премьером Абрамов так и не смог организовать работу аппарата правительства, то ли кроме него и Кадырова в Чечне более нет фигуры, способной на то, чтобы навести порядок в республике.


Подобные заявления можно расценить и как оценку реального влияния на ситуацию в Чечне действующего президента республики Алу Алханова. Наблюдатели не стесняются говорить о том, что назначение премьером 29-летнего Рамзана Кадырова станет официальным признанием его абсолютной власти в республике. Сесть в президентское кресло ему пока мешает возраст. Но эта помеха скоро будет устранена естественным образом – 5 октября Рамзану исполняется 30 лет, и он сможет возглавить Чечню де-юре.


«Я думаю, соглашусь»


Сам Кадыров, судя по всему, готов стать как премьером, так и – в дальнейшем – президентом Чечни. В последнем интервью он не исключил, что Сергей Абрамов может отказаться от премьерского кресла. «Конечно, если Абрамов устал, а он работает в Чечне уже много лет, то он может это сделать, - заявил Кадыров. - Я, конечно, не хотел бы, чтобы он ушел. Но у него сейчас не очень хорошо со здоровьем - нелегко ведь каждый день там ездить, летать».


Отвечая на вопрос о перспективах стать президентом республики, Кадыров, соблюдая приличия, напомнил, что в Чечне есть законно избранный президент, однако дал понять, что и это обстоятельство не служит для него препятствием. Тем более, если Алханов сам захочет сменить работу: «Если команда мне скажет: "ты должен быть президентом", - я думаю, соглашусь. Потому что все, что делается командой, связано с именем первого президента Кадырова».


Совсем недавно Рамзан Кадыров сделал еще один важный шаг на пути к вершине внутричеченской карьеры: он возглавил региональное отделение партии «Единая Россия». Если принять во внимание, что Кадырову подчинены все силовые структуры Чеченской республики, можно говорить о том, что он еще более укрепил свои позиции, ограничив влияние в местном отделении ЕР депутата Госдумы Руслана Ямадаева, лидера автономного от «кадыровцев» чеченского военно-политического клана.


Кадыров медленно, но верно вытесняет своего потенциального и более опытного соперника с политического поля в Чечне. Еще в прошлом году Ямадаев не был включен в верхнюю часть списка «Единой России» на парламентских выборах. Подчинив своим интересам силовые структуры и партийную организацию единороссов, Рамзан Кадыров взял под контроль и республиканский муфтият. По мнению политолога Алексея Макаркина, нынешний верховный муфтий Чечни Султан Мирзаев полностью ориентирован на Кадырова. Свою лояльность первому вице-премьеру он подтвердил, уволив одного из своих заместителей за участие в похоронах лидера боевиков, причастного к убийству Кадырова-старшего.


Ставки сделали еще не все


По мнению экспертов, Москва не будет мешать Рамзану Кадырову занять премьерское кресло. Несмотря на то, что таким образом нарушается заведенная традиция (русский премьер при президенте-чеченце), в Кремле, похоже, считают, что это назначение принципиально не изменит политического пейзажа в Чечне: выборы состоялись, парламент функционирует, войны как таковой нет. В конце концов, президент Путин объявил, что республика окончательно возвращена в конституционное поле Российской Федерации.


В этой ситуации заявление Сергея Абрамова с больничной койки из германского госпиталя вносит легкий беспорядок в уже выстроенную, казалось бы, схему. Находящийся на лечении премьер дал понять, что проделал в Чечне только половину работы: «Естественно, мне поступали отдельные предложения, связанные с занятием тех или иных престижных должностей, однако на середине пути уехать из Грозного я не хочу, и этого не сделаю».


В телефонной беседе с корреспондентом Интерфакса Абрамов, как и Кадыров-младший, апеллировал к памяти Кадырова-старшего : «Я чувствую себя в долгу перед памятью покойного президента Чеченской республики Ахмада Кадырова, который поверил мне, пригласил меня в свою команду и связывал надежды на восстановление Чечни в какой-то степени и с моим именем. Поэтому я обязан завершить начатое дело, реализовать все планы, которые нами намечены».


Если вспомнить, что еще две недели назад Сергей Абрамов дипломатично не комментировал информацию о своей возможной отставке, остается только гадать, чьей поддержкой он заручился теперь, твердо решив вернуться в Чечню.