Металлурги ждут помощи. Какой-нибудь

Черная металлургия, в отличие от цветной, еще может расчитывать на внутреннего потребителя своей продукции

На проходящем в Москве металлургическом саммите СНГ представители бизнеса и чиновники обсудили варианты поддержки отрасли в условиях резкого сокращения спроса на металлы внутри страны и за ее пределами.
Металлургия, которая дает около 10 процентов поступлений в госбюджеты всех уровней и выступает в роли одного из ключевых российских работодателей, одной из первых приняла на себя удар экономического кризиса. Особенно пострадали из-за падения спроса поставщики черных металлов: возникли серьезные проблемы у основных потребителей их продукции, таких как машиностроение и строительство.

Согласно данным Горно-металлургического профсоюза России, которые недавно приводил в эфире Радио Свобода эксперт Фонда развития информационной политики Александр Кынев, к 21 января на каждом третьем из 240 металлургических предприятий страны была введена неполная рабочая неделя, а 28 и вовсе простаивали, выплачивая людям символическую компенсацию. Работники еще 20 предприятий находятся в отпусках без содержания, так что об относительном благополучии можно говорить лишь применительно к 50-ти организациям.

По черной металлургии сильно ударило не только глобальное снижения спроса, но и неплатежи, вызванные кризисом ликвидности в российской банковской сфере. Цветная металлургия оказалась в чуть более выгодном положении: её продукция преимущественно идёт на экспорт, а примерно половина производимой в России стали остается в стране. По оценкам руководителя аналитического отдела инвестиционной компании "Проспект" Дмитрия Парфенова, производство на Магнитогорском металлургическом комбинате упало почти на 50 процентов, а Evraz и "Мечел" потеряли около 30 процентов.


На металлургических производствах задействовано более двух процентов всех работающих в стране, а спад производства неизбежно приведет к сокращению персонала на 10-15 процентов, полагает аналитик по металлургии инвестиционного банка "ВТБ-Капитал" Александр Пухаев. Ситуация осложняется тем, что подобные предприятия в большинстве своем относятся к градообразующим. Более того, некоторые регионы, такие как Кемеровская область, целиком завязаны на эту отрасль, и сильные сокращения персонала могут спровоцировать социальный взрыв.


При этом, как отмечают эксперты, российская металлургия на редкость непродуктивна. На тонну произведенного металла у нас приходится чуть ли не в четыре раза больше сотрудников, чем в тех же США. Если на пике глобального спроса эти издержки не принимались в расчет, то сейчас, когда мировые цены на черные и цветные металлы упали более чем в два раза, а долговая нагрузка бизнеса без возможности рефинансирования зашкаливает, они становятся все более и более критичными.


Разговоры о государственной помощи российским металлургам идут уже несколько месяцев. Непонятно только, в какой именно форме она должна быть оказана. Простые финансовые вливания в производство проблемы не решат, если некому будет покупать продукцию. В случае с черной металлургией эффективным может оказаться поощрение конечных потребителей внутри страны. Правда, реальных механизмов (если не считать принятого накануне правительством решения о субсидировании части процентной ставки по кредитам на продукцию отечественного автопрома) пока нет.


Если для "чермета" вариант поощрения внутреннего спроса хоть и не реализован, но возможен, то потребление цветных металлов внутри страны вывести на "спасительный" уровень не получится даже теоретически — около 75 процентов цветмета шло на экспорт. Государство могло бы выкупать часть металла в госрезерв (с таким предложением выступил в ноябре глава «Базового элемента» Олег Дерипаска). Однако аналитики напоминают, что вряд ли оно сможет выкупить мало-мальски заметный объем, а само по себе наличие запасов металла, которые в любой момент могут оказаться на рынке, будет препятствовать быстрому восстановлению цен.


Еще один из вариантов спасения, особенно активно обсуждаемый в последние дни — объединение нескольких крупнейших металлургических компаний России в единый холдинг. Так, был озвучен вариант консолидации "Норильского никеля", "Металлоинвеста" и еще нескольких крупных игроков с передачей доли в объединенной компании государству в зачет их многомиллиардных долгов перед госбанками. Правда, в ФАС уже высказались против подобной масштабной консолидации, объясняя, что "потенциального эффекта от этой сделки, кроме сброса долгов, нет".