Промышленность упала в начало 90-х

Январский обвал производства превзошел кризисный сентябрь 1998-го

Спад в российской промышленности в январе составил 16%, поставив рекорд последних 15 лет. Эксперты предупреждают об угрозе массовых увольнений в металлургии и машиностроении.

Спад в российской промышленности по итогам января поставил 15-летний рекорд. Это следует из отчета, обнародованого Росстатом в понедельник. Падение промышленного производства в январе 2009 года в годовом исчислении (к январю 2008-го) составило 16 процентов, оказавшись глубже, чем ожидали большинство экономистов. Таким образом, январский спад сопоставим разве что с данными за сентябрь 1994 года, когда промышленность потеряла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 18 процентов. В кризисном сентябре 1998 года, например, падение промышленного производства составляло 15 процентов.


В НИИ Центр развития при ГУ ВШЭ ускорения спада по сравнению с декабрем ожидали, отметил в интервью РС заместитель директора института Валерий Миронов — об этом свидетельствовали опубликованные ранее данные о динамике промышленных цен, продолживших снижение несмотря на стабилизацию на рынках сырья. Однако до выхода официальных данных январскую глубину падения экономист оценивал в 12-13 процентов. По мнению Миронова, худшие по сравнению с прогнозными результаты во многом обусловлены проходившей в январе девальвацией рубля. Вместо того, чтобы вкладывать стремительно обесценивающиеся остатки сбережений в товары потребительского спроса, хоть как-то поддерживая производство, население предпочло покупать валюту, которая обеспечивала видимую невооруженным глазом доходность — каждый купленный в начале января доллар к концу месяца принес до четырех рублей. Впрочем, на показатели ближайших месяцев, судя по всему, этот фактор влиять уже не будет.

Наиболее заметно в начале 2009 года кризис подкосил автомобиле- и машиностроение — многие производители из-за затоваривания складов продлили новогодние каникулы на весь месяц. В результате по итогам января-2009 выпуск легковых автомобилей сократился почти на 80 процентов, близкие показатели падения продемонстрировало производство грузовиков, автобусов и других транспортных средств (за исключением предельно монополизированного сегмента пассажирских вагонов).


Кардинально — на 40-50 процентов — снизилось производство строительных материалов, черная металлургия потеряла свыше 30 процентов. Фактически, обрушились все отрасли, завязанные на долгосрочный инвестиционный спрос, отмечает аналитик Unicredit Securities Владимир Осаковский. Именно они вносят основной негатив в итоговые показатели — в той же нефтепереработке, например, ситуация осталась относительно стабильной, и падение не превышает считанных процентов. А в производстве мяса, сахарного песка и круп вообще наблюдается заметный, в 10-20 процентов, рост, обусловленный, по мнению эксперта, в первую очередь сохранением автономного потребительского спроса внутри страны — положительное воздействие от явного (через пошлины) и косвенного (через девальвацию) ограничения импорта еще не сказались.


Дальнейшего ускорения спада специалисты в 2009 году не ожидают, хотя и говорят о перспективах российской промышленности без особого оптимизма. В Unicredit Securities полагают, что в годовом исчислении падение по-прежнему будет измеряться двузначными числами, однако в помесячном исчислении уже к концу весны - началу лета возможен выход на положительный прирост. Правда, связан он будет не столько с заметным улучшением дел, сколько с низкой точкой отсчета. Некоторые секторы, в первую очередь затронутые кризисом — в частности, производство стали — возможно, уже нащупали дно, однако с точки зрения занятости на этих производствах ситуация скорее всего ухудшится, предупреждает Владимир Осаковский. "Крупномасштабных увольнений, по сути, еще не было, — говорит аналитик, — но, скорее всего, нам предстоит еще их увидеть. На первых порах сохранение занятости еще работало, но для повышения эффективности производства сокращения неминуемы. Основными поставщиками безработных станут отрасли, спад в которых достигает 30-50 процентов. Это машиностроение и металлургия, прежде всего, черная, и ассоциированные с ними секторы".


По данным опросов, примерно треть российских промышленных предприятий неконкурентоспособны, отмечает Валерий Миронов из Центра развития ГУ ВШЭ, из-за чего на них велика вероятность смены собственника и неизбежной реструктуризации. А положительный эффект от девальвации в промышленности, по мнению экономиста, проявится минимум через полгода, а то и через год. К тому же повсеместная "гонка девальваций" (а в нее включились уже практически все развивающиеся страны) заметно снижает благотворное влияние обесценивания национальной валюты на конкурентоспособность российских производств, напоминает Владимир Осаковский из Unicredit Securities.