Кризис обогатит олигархов

Владимир Прибыловский: Богатые прекрасно выживут, это вот мы можем не выжить

Эксперты продолжают обсуждать перемены, произошедшие в рейтинге самых богатых российских бизнесменов, опубликованном журналом "Финанс". В соответствии с ним самым богатым россиянином стал владелец группы "Онэксим" Михаил Прохоров. Его состояние издание оценило в 14 миллиардов долларов.

В десятке российских богачей в целом произошли серьезные изменения. Так, глава компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска переместился с первого на восьмое место, его состояние по сравнению с прошлым годом, если верить версии журнала, уменьшилось почти на 35 миллиардов долларов. Похожая участь постигла Романа Абрамовича, по сравнению с прошлым годом он стал беднее почти на 10 миллиардов. Многие аналитики считают, что это последствия финансового кризиса.

У списка журнала "Финанс" есть еще одно интересное измерение: самый удачливый по его версии олигарх Михаил Прохоров за год потерял треть своего состояния, а бывший главный чемпион - Олег Дерипаска - по сравнению с 2007 годом обеднел в 8 раз. Оставшийся в списке вторым Роман Абрамович, как подсчитал журнал, потерял почти половину того, что имел. К этим цифрам эксперты относятся по-разному, но очевидна тенденция: все беднеют.

Ситуацию для Радио Свобода комментирует политолог, президент Исследовательского центра "Панорама" Владимир Прибыловский.

- Можно ли на основании этого списка сделать вывод о том, кто из олигархов сейчас ближе к Кремлю, кто дальше, кому Кремль нужен больше, кому меньше?

- Яы обратил внимание на то, что Олега Дерипаску, который переместился на восьмое место, Кремль спасает. По таблице "Финанса" это может быть и не видно, но мы-то знаем, что ему первому обещали кредиты, и, видимо, уже что-то и выдали. Он в огромных долгах. Меня удивляет цифра, которая названа - активы ценой почти в 5 миллиардов. По другим данным, Дерипаска - в минусе, то есть он должен намного больше, что у него есть. Может быть, еще раньше, чем начали спасать Дерипаску, спасли Усманова. Помогли ему вынуть деньги из исландских банков. Возможно, именно с этой комбинацией было связано и обещание кредита Исландии, который, правда, вроде бы не дали, но даже само обещание много значило. Практически все в этой десятке "Финанса", может быть, за исключением Сулеймана Керимова, будут спасены государством, им помогут.

- А почему вы исключаете из этого списка Керимова?

- Керимов дружит не с теми. То есть он, конечно, тоже старается дружить с тем, с кем надо. Как и все наши олигаохи. Но иногда у них бывают сбои. Керимов больше всего дружит с московской мэрией. И дело не в том, что позиции Лужкова сегодня слабые, просто Лужков не станет кредитовать Керимова. А другие кремлевские группировки не станут ему помогать, потому что он не их.

- Какие новые качества потребовались российским олигархам для того, чтобы выжить в условиях кризиса, сохранить свое состояние?


- Ничего нового. Государство платит им за лояльность, которую они демонстрировали все последние годы. Конечно, у всех на этом поприще разные успехи. Но уверен, что большинство из списка "Финанса" выйдут из кризиса богаче, чем в него вошли. Для них все на пользу - и падение цен на нефть, и рост цен на нефть. Они выживут, а вот нам это будте сделать труднее.

- Роман Абрамович вроде бы отдалился от политики - покинул пост губернатора, сосредоточился на "Челси". Прохоров, наоборот, избрал другую стратегию: он стал значительно чаще давать интервью, в которых излагает свое видение экономической ситуации, чего не было раньше.

- Прохорову повезло. После куршевельского скандала его позиции пошатнулись, он стал терять бизнес... В результате - получилось, что он накануне кризиса оказался без значительной части своего бизнеса, но зато с деньгами. Абрамович... у него просто так сложилось, что то ли он сам действительно добровольно отказался от части своих экономических проектов, в том числе в России, решил, в том числе экономически жить в более спокойной Британии. То ли его вытеснили - тут существуют разные взгляды. В общем, на самом деле его не обидели, ему, конечно, заплатили огромные деньги за то, что он продал государству. Поэтому возникает вопрос, насколько это все его, сколько там откатов и так далее. Абрамович, можно сказать, как, кстати, и Алишер Усманов, связан с теми группами в Кремле, которые сейчас, условно говоря, на стороне Дмитрия Медведева, а не, скажем, Игоря Сечина. Но дело в том, что сам Медведев, кажется, более или менее удовлетворен своей ролью, не похоже, что он хочет быть первым. Поэтому те, кто ставил, во-первых, на Путина, а, во-вторых, на ту коалицию кланов и групп, которую возглавляет Игорь Сечин, они, в общем, не проиграли. То есть проиграли все, потому что цены на нефть и на сырье упали, но это все в галлонах нефти. В тоннах никеля и олова они не проиграли, это вечные ценности, они еще и подорожают через какое-то время.

- Кризис привел к сколько-нибудь существенной встряске в кремлевских структурах, в тех, которые крышуют тех или других или обеспечивают взаимодействие с теми или другими российскими крупными бизнесменами? Или, по большому счету, все осталось так, как было, все ходят в те же кабинеты, в которые ходили раньше?

- По сравнению с докризисными маем и июнем ничего особенно не изменилось. Может быть, если действительно сегодня-завтра перетряхнут Министерство сельского хозяйства, назначат людей со стороны, не из этого клана... Но речь идет о сельском хозяйстве, второстепенной сфере. Группка, которая чуть ли не 15 лет господствует в этой отрасли, она, конечно, третьестепенная. Может быть, их подвинут, но и то пока не подвинули, скинули только министра.

О том, отражают ли публикуемые списки миллиардеров реальное состояние российской экономики, в интервью корреспонденту Радио Свобода рассказал научный руководитель Высшей школы экономики, министр экономики России в 1994-1997 г.г.
Евгений Ясин.