Спортивное Евровидение

Финалистка "Евровидения-2009" Нелли Чобану (Молдавия)

Конкурс "Евровидение-2009", состоявшийся в российской столице, стал одним из самых дорогостоящих и зрелищных за всею историю подобных событий.

Своими впечатлениями делится музыкальный журналист Александр Беляев.

- Александр Рыбак победил с максимальным количеством баллов –387. Это рекордное число голосов, которое отдали исполнителю впервые в истории такого конкурса. В чем причина такого успеха?

- За Рыбака, конечно, голосовали определенные страны. То, что у нас называется "соседское" голосование – почти вся Скандинавия и Исландия ему дали 12 очков. С другой стороны, ему и немцы дали 12, и голландцы, и Восток. Ему все давали очень хорошие баллы. Он сразу вырвался в лидеры, и в этом смысле какая-то интрига была потеряна. Потому что "Евровидение" такое соревнование – почти спортивное. Мы сидим и смотрим, как эти цифирки складываются, и страны слезают сверху вниз, перемещаются. Это интрига. А здесь интриги не было. Человек взлетел, просто как реактивный самолет,. Почему так получилось? Понятия не имею. Он сам говорил на пресс-конференции: "Я не лучший певец на конкурсе". Это простая песня, но она искренняя.
"Евровидение" не является и не может являться срезом текущей музыкальной культуры и текущей музыкальной конъюнктуры

Когда я начал смотреть телевизор, меня первым делом поразило, как там все сделано - весь этот хай-тек. Я совершенно не мог поверить, что это "Олимпийский" - притом, что я очень хорошо знаю "Олимпийский". Я много лет туда хожу на концерты, был там за кулисами. Здание такое холодное, серое, мрачное со сквозняками, очень плохим звуком. Сейчас то, что я видел по телевизору – это сказка!

И вот песня Александра Рыбака в ряду других однообразных все-таки выделялась. У нее какой-то напев на припеве такой псевдофольклорный, псевдославянский, такой душевный. Плюс он как-то спел еще хорошо. Песня запоминалась. Она, как говорят, "реально садится на уши". Вот сколько времени прошло, а у меня в голове эта мелодия крутится. Это хорошо. Мне кажется, Рыбак взял искренностью, честно говоря, более ничем не могу это объяснить.

- Давайте перейдем к Анастасии Приходько, которая отстаивала интересы России. Что вы скажете об ее исполнении? Она ведь заняла 11-е место. Меня интересует ваше мнение о режиссуре ее выступления.

- Да, с режиссурой там, честно говоря, что-то даже комментировать не хочется. Лицо на экране страшно выглядело. Это все плохо, и больше я говорить ничего не буду. А песня … Песню написал Константин Меладзе, который последние лет 15 писал топовые хиты топовым исполнителям. Песня сама по себе хорошая. Мне такая музыка не нравится, но песня хорошая. Она запоминается. А Анастасия Приходько пела ее, как голос позволяет. У меня было от нее ощущение какой-то недоработанности. Если помните, ее как-то и выдвинули впопыхах. Плохой результат. Мы от такого уже отвыкли, между прочим.

- Россия на этом конкурсе всегда как-то лихорадочно рвется в лидеры. На Приходько не возлагали больших надежд, было уже заранее оговорено, что вряд ли она победит. Но стремились отличиться организацией, масштабом?

- Во-первых, "Евровидение" развивается. Я помню, когда был маленьким, смотрел его по телевизору, там было довольно мало стран, довольно мало участников. Все это проходило очень быстренько. Не было каких-то сумасшедших декораций. Были жанрово довольно однообразные песни. Сейчас конкурс стал развиваться экстенсивно, потому что появились новые страны. Это закономерное движение.

- Как вы прокомментируете заявления некоторых музыкальных критиков, в частности, Артемия Троицкого, который говорит, что музыка, исполняемая на "Евровидении" очень низкого качества?

- А как она может быть высокого качества? Артемий Кивович был, кстати, первым человеком, который вообще всем стал объяснять, что есть такое "Евровидение". Когда все только начиналось, наши начали туда ездить и проигрывать, Артем как раз и говорил: что чего вы сходите с ума. Это телевизионный конкурс. Это абсолютно правильно. Я не понимаю, что от него ждут, от этого конкурса в плане каких-то творческих свершений. Музыка там, в основном, конечно, ремесленная.

Сейчас, на мой взгляд, на рубеже веков появилось некое жанровое разнообразие, какие-то здоровые безобразия, какие-то эпатажные артисты типа Верки Сердючки, каких-то цыган в этом году… Кто-то уже что-то придумывает. А, в основном, конечно, это ремесленные песни, неизвестные артисты. Но это делает телеканал. "Евровидение" не является и не может являться срезом текущей музыкальной культуры и текущей музыкальной конъюнктуры. Ни в коем случае! Но это не значит, что это должна быть плохая телепередача. Она при этом может быть совершенно нормальной, совершенно веселой, такой полуспортивной телепередачей,. Я же говорю - это больше похоже на спорт.