“Кинообозрение” с Андреем Загданским.



Александр Генис: В сегодняшнем выпуске нашего “Кинообозрения” мы с ведущим этой рубрики Андреем Загданским обсуждаем новый фильм молодого и многообещающего нью-йоркского режиссера иранского происхождения.



Ramin Bahrani, "Goodbye Solo"
Рамин Бахрани, "Прощай Соло”


Андрей Загданский: “Прощай Соло” Рамина Бахрани - фильм не безупречный, хотя мне очень хотелось бы, чтобы он был именно таковым - безупречным. Тонкая и умная притча о жизни и смерти, о двух разных людях или двух разных вселенных, поселившихся в двух разных людях, рассказано легко и виртуозно, без форсированных деталей, совсем как в ранних фильмах Отара Иоселиани, которые я очень люблю. Это второй фильм молодого и очень многообещающего режиссера Рамина Бахрани, который я увидел. И оба фильма - фильмы притчи. “Человек с тележкой”, о котором мы говорили ранее, в рамках этой передачи, рассказывает историю современного Сизифа. К молодому человеку, который продает кофе и бублики на улицах Нью-Йорка со своей тележкой, который ненавидит, как нам кажется, эту тележку и эту работу, вдруг приходит понимание, что это именно то, что он хочет и будет делать. Жизнь предлагает и другие возможности, но он уходит от них, чтобы толкать эту стальную тележку с горячим кофе по улицам города. Фильм был очень хорошо принят, получил несколько призов на международных кинофестивалях, и Рамина Бахрани заметили после этой картины. Его картина напомнила мне фильм другого иранского режиссера Аббаса Киростами “Вкус вишни”. У Киростами главный герой, некто господин Бадии, ищет кого-нибудь, кто помог бы ему совершить самоубийство, точнее, кого-нибудь, кто поможет ему похоронить его собственное тело после самоубийства. Иран - фундаменталистская, мусульманская страна и тела самоубийц не подлежат погребению. Фильм Киростами - рефлексия на право человека забрать или не забрать собственную жизнь, на право или не право помочь ему, совершить подлинный гуманистический акт или не совершить его, и что является актом подлинного гуманизма в таком случае.

Александр Генис: Вы знаете, фильм Киростами, по-моему, шире, чем один поставленный вопрос. Я помню, как сам Киростами говорил о своей картине в Нью-Йорке, на встрече со студентами. Он сказал: “Я не могу сказать, о чем этот фильм, но я знаю, что он очень скучный, и вы можете заснуть, пока его смотрите. Но он вам не даст спать по ночам”.


Андрей Загданский: Да, забыть этот фильм невозможно. Но, возвращаясь к нашему Рамину Бахрани. У него два противоположных персонажа в фильме - Уильям и Соло. Два героя знакомятся в такси. Соло - водитель в городе, в Северной Каролине, эмигрант из Сенегала, общительный, любопытный, разговорчивый, болтливый. Ему около 30 лет. И пассажир такси - Уильям, ему за 70, на его сумрачном лице написан замкнутый характер, одиночество и какая-то необъяснимая, но мгновенно осознаваемая аура беды и несчастья. Уильям предлагает Соло сделку. Через несколько недель, 20 октября, приехать за Уильямом в 8 утра и отвезти его в Парк Ветреной Скалы. Это достаточно далеко от города. Уильям предлагает соло 1000 долларов за эту работу, но он не говорит, когда его нужно забрать. Чрезмерно любопытный Соло не только соглашается, но и подозревает возможный план самоубийства. При этом его притягивает Уильям, он хочет с ним подружиться, он хочет ему помочь. И он хотел бы его остановить, если то, что он подозревает, правда - если Уильям действительно пытается покончить с собой, там, в этом Парке Ветряной Скалы, где такой сильный ветер, что если бросить со скалы, например, щепку или палку, она вернется обратно. Важная или, точнее, очень интересная деталь. Соло играет не профессиональный актер. Этот фильм для Сулеймана Си Савана первый. Он вообще-то работает стюардом на одной из африканских авиалиний. Для непрофессионального актера он справляется со своей ролью легко и грациозно, он играет человека из другого мира, из другой вселенной. Бесхитростный, ясный, честный, добрый, активный, скорее всего, уже даже и не человек, а ангел. В конце фильма Соло привозит Уильяма в этот самый парк, Уильям уходит, точнее, исчезает где-то на тропинке в парке. Тропинке, ведущей к ветряной скале. Спустя некоторое время Соло поднимается к вершине той же скалы, никого здесь нет, лишь листья взлетают к вершине откуда-то снизу. Осень, знаменитые дымные горы, желтая палитра, дует ветер. Соло поднимает щепку, держит ее в руке и бросает ее в пропасть. Щепка не возвращается. Рамин Бахрани еще очень молодой человек. На мой взгляд, в фильме есть дырки, есть места, которые могли быть сделаны точнее, изящнее по мастерству и по сценарному искусству. Но, знаете, не хочется придираться по мелочам. Я вижу очень талантливого человека, который работает с большим, серьезным материалом, который ставит перед собой большие задачи, и я думаю, что следующая картина будет безупречной.