Рубль дорожает на буксире

Российский фондовый рынок и валюта пока никак не реагируют на статистический и макроэкономический негатив

Российский рубль неуклонно укрепляется уже на протяжении месяца, приблизившись к отметке в 31 рубль за доллар. Но причина тому — не столько стабилизация экономики страны, сколько внешний позитив и, в частности, подорожавшая нефть, предупреждают эксперты.


Российский рубль неуклонно укрепляется уже на протяжении месяца, приблизившись к отметке в 31 рубль за доллар. При этом вплоть до последней недели апреля курс американской валюты относительно российской, окончательно спустившийся с достигнутых в феврале максимумов (36,33 рубля) к середине марта, оставался более или менее стабильным.

Однако говорить о какой-либо принципиальной смене тренда пока преждевременно, уверен руководитель отдела акций

Рубль, конечно, чрезмерно укрепился, но это связано прежде всего с оптимизмом на фондовых рынках и ростом цен на нефть
инвестиционного финансового дома "Капиталъ" Константин Гуляев. "Рубль, конечно, чрезмерно укрепился, но это связано прежде всего с оптимизмом на фондовых рынках и ростом цен на нефть, — говорит эксперт. — Поэтому тенденция укрепления рубля, начавшаяся в феврале, продолжается и по сей день. Пока оптимизм на рынках сохраняется, она, видимо, также останется достаточно устойчивой".


Индексы российских биржевых площадок в последние месяцы то и дело прибавляют по несколько процентов в день. К моменту окончания торгов в среду индекс ММВБ вплотную приблизился к уровню в 1060 пунктов, а РТС обновил годовой рекорд, преодолев отметку в 1030 пунктов, в то время как стоимость барреля российской экспортной нефти Urals превысила 61 доллар за баррель.


"Динамика курса рубля практически точно соответствует графику российского фондового рынка, например, индексу ММВБ, — указывает Константин Гуляев. — С марта рынок постоянно растет, и на этом фоне началось укрепление рубля".


"Российский рынок очень сильно зависит от цен на нефть, — напоминает руководитель отдела операций на фондовом рынке инвестиционной компании "Метрополь" Александр Захаров, — которые сейчас начинают упираться в определенный психологический максимум. Мы вернулись к цене барреля нефти начала ноября прошлого года, и, конечно, российский рынок их отыгрывает. Но дорожающая нефть — это, в первую очередь, закупки Китая, который стремится загрузить мощности своих НПЗ".


И в период девальвации российского рубля в ноябре-январе, и в последующие месяцы главным участником российского валютного рынка оставался Центральный банк России. Сначала он выступал основным продавцом валюты, потом — основным ее покупателем. Однако в последнее время, по наблюдениям экспертов, присутствие ЦБ на валютном рынке минимально.


"Центральный банк пытается не допустить дальнейшего укрепления курса рубля, — объясняет Александр Захаров из ИК "Метрополь". — Конкурентное преимущество российских компаний, созданное за счет недавней девальвации, быстро растаяло, и это уже начинает вызывать настороженность. Поэтому, если ЦБ и будет играть на рынке более или менее агрессивно, его присутствие, скорее, будет сводиться к поддержке доллара и, возможно, к попыткам немного рубль "отпустить".


Если кросс-курс доллара и евро чутко реагирует на любые макроэкономические новости из США и Европы, то российский валютный рынок отечественной статистики и прогнозов будто бы и вовсе не замечает. И не исключено, что так оно и будет продолжаться, полагает Константин Гуляев. "Самыми главными факторами как для российского фондового рынка, так и для рубля все-таки остаются внешние, — констатирует аналитик. — Внутренние явно остаются пока на втором плане. Однако если во второй половине года станет понятно, что дефицит бюджета сильно отличается в худшую сторону от прогнозов и необходимы дополнительные средства Резервного фонда для его покрытия, рубль может ослабеть даже несмотря на какой-то внешний позитив".


Но даже на фоне стабильного вроде бы укрепления российской валюты по-прежнему звучат экспертные прогнозы о возможности новой ее девальвации до уровня в 36-37 рублей за доллар к концу года. "Основные факторы риска — слабость экономик стран, являющихся главными потребителями энергоресурсов, прежде всего, США, стран Европы, а также Китая, который выступает сегодня главным локомотивом роста цен на нефть, — объясняет Александр Захаров. — Если спрос с их стороны упадет, это тут же отразится и на рубле".