В Сочи, где проходит 20-й российский кинофестиваль "Кинотавр", жюри и критикам представлено уже 6 из 12 фильмов конкурсной программы.
Об образе нового героя российского кино, который рисуют режиссеры и актеры, - специальный корреспондент Радио Свобода в Сочи Ольга Галицкая.
- Давайте начнем с фильма "Миннесота" Андрея Прошкина - с истории про двух братьев-хоккеистов, оказавшихся за океаном. Хорошее кино?
- Честно говоря, мнения разные. Я не отношусь к поклонникам этого фильма, хотя с большим уважением отношусь к авторусценария Александру Миндадзе и молодому режиссеру Андрею Прошкину. По-моему, не все в этом замысле получилось. По сюжету фильма два брата живут в провинции и только мечтают об Америке. Одному из них предложен контракт в Миннесоту. Это такой образ мечты, образ перемен, образ желаемого места, которое позволит вырваться из рутины провинциальной жизни. Кстати, для современного кино, представленного на "Кинотавре", очень характерен интерес именно к российской провинции, к глубинке. Например, картину "Миннесота" снимали в Ярославле, Костроме и в Рыбинске. Это очень показательно. Авторы этих историй стремятся уйти как можно дальше от столицы и погрузиться в реальную российскую жизнь.
- Это тенденция последних лет. Иван Вырыпаев и Кирилл Серебренников любят снимать в провинции. Какой-нибудь старенький городок Юрьев или Волгоградская область, как это было сделано в "Эйфории". А новый образ молодого героя - он уже другой? Он уже не такой, как "Брат" в фильмах Алексея Балабанова? Это другой молодой человек?
- Безусловно, другой. Это человек мятущийся, часто раздерганный изнутри. Если герой "Брата" был цельным человеком по характеру, по мировоззрению, то современный герой, как это ни парадоксально, ближе к героям Достоевского. Об этом особенно вспоминаешь при просмотре фильма "Миннесота", потому что главного персонажа играет Сергей Горобченко, которого мы видели в роли Мити Карамазова в экранизации романа Федора Михайловича Достоевского. Тема двойничества - характерная и для Достоевского, и для современного кинодраматурга Александра Миндадзе - присутствует в фильмах. И это, мне кажется, - отражение образа современного героя, который себя не находит. Ему все время кажется, что где-то есть лучшая жизнь. К ней он стремится, зачастую расплачиваясь потерей своей собственной жизни.
- Это уже не герой простых вопросов и простых ответов, такой обаятельный Данила Багров? Тут речь идет о более сложной психологической конструкции?
- Безусловно, это более сложная психологическая конструкция, еще не устоявшаяся. Вывести формулу какого-то одного героя и сказать: "Да, это наш герой" пока не получается. Но нерв современной жизни передается, и он присутствует. Чем, собственно говоря, эти фильмы и интересны.
Поскольку это юбилейный "Кинотавр", невольно вспоминаешь историю кинофестиваля. Начинался он с того, что на нем было два конкурса - фильмы для всех и фильмы для избранных. Сейчас у меня такое впечатление, что эти, условно говоря, фильмы для избранных "Кинотавр" пытается предложить всем. Фильмы сложные по киноязыку, по своим персонажам, по манере рассказа историй. Это кино, сложное для зрителя. Но оно предлагается ему и пытается его к себе приучить.
- У вас есть объяснение, почему это происходит? Ведь на фестивале, насколько я знаю, есть вспомогательные, неофициальные программы. Там показывают все блокбастеры - и "Тараса Бульбу", и "Стиляги", и "Обитаемый остров"…
- Интересы кинорынка обозначились более явно. Приоритеты кинорынка уже очевидны. Кино, которое вы назвали блокбастерами - вроде "Тараса Бульбы", "Обитаемого острова" - показывают на площади перед Зимним театром абсолютно бесплатно, свободно для всех. А в кинозале идет как раз то самое кино, которое мы условно называем арт-хаус.
Кстати, сегодня на "Кинотавре" открывается кинорынок. И туда как раз приедет кино. Но оно будет показываться не полностью, а в виде презентаций проектов. Это все - как раз то, что в нынешнем понимании считается "кино для всех". Скажем, фильмы с участием ребят из "Comedy Club" или из проекта "Наша Russia". Это комедии, американизированные по форме, с нынешними шоу-менами, которые претендуют на славу киноактеров. А в конкурсе идет кино, которое все-таки имеет претензии называться искусством.
- Какой "Кинотавр" вам нравится больше - нынешний или тот, что был 5-10 лет назад?
- Мне нравится, что "Кинотавр" - это живой организм, который меняется. Мне нравится то, что было; но я считаю закономерными изменения, которые с ним произошли. Время не стоит на месте. Оно меняется. "Кинотавр" эти изменения отражает. По-моему, это - главное его достоинство.
Об образе нового героя российского кино, который рисуют режиссеры и актеры, - специальный корреспондент Радио Свобода в Сочи Ольга Галицкая.
- Давайте начнем с фильма "Миннесота" Андрея Прошкина - с истории про двух братьев-хоккеистов, оказавшихся за океаном. Хорошее кино?
- Честно говоря, мнения разные. Я не отношусь к поклонникам этого фильма, хотя с большим уважением отношусь к автору
Авторы этих историй стремятся уйти как можно дальше от столицы и погрузиться в реальную российскую жизнь
- Это тенденция последних лет. Иван Вырыпаев и Кирилл Серебренников любят снимать в провинции. Какой-нибудь старенький городок Юрьев или Волгоградская область, как это было сделано в "Эйфории". А новый образ молодого героя - он уже другой? Он уже не такой, как "Брат" в фильмах Алексея Балабанова? Это другой молодой человек?
- Безусловно, другой. Это человек мятущийся, часто раздерганный изнутри. Если герой "Брата" был цельным человеком по характеру, по мировоззрению, то современный герой, как это ни парадоксально, ближе к героям Достоевского. Об этом особенно вспоминаешь при просмотре фильма "Миннесота", потому что главного персонажа играет Сергей Горобченко, которого мы видели в роли Мити Карамазова в экранизации романа Федора Михайловича Достоевского. Тема двойничества - характерная и для Достоевского, и для современного кинодраматурга Александра Миндадзе - присутствует в фильмах. И это, мне кажется, - отражение образа современного героя, который себя не находит. Ему все время кажется, что где-то есть лучшая жизнь. К ней он стремится, зачастую расплачиваясь потерей своей собственной жизни.
- Это уже не герой простых вопросов и простых ответов, такой обаятельный Данила Багров? Тут речь идет о более сложной психологической конструкции?
- Безусловно, это более сложная психологическая конструкция, еще не устоявшаяся. Вывести формулу какого-то одного героя и сказать: "Да, это наш герой" пока не получается. Но нерв современной жизни передается, и он присутствует. Чем, собственно говоря, эти фильмы и интересны.
Поскольку это юбилейный "Кинотавр", невольно вспоминаешь историю кинофестиваля. Начинался он с того, что на нем было два конкурса - фильмы для всех и фильмы для избранных. Сейчас у меня такое впечатление, что эти, условно говоря, фильмы для избранных "Кинотавр" пытается предложить всем. Фильмы сложные по киноязыку, по своим персонажам, по манере рассказа историй. Это кино, сложное для зрителя. Но оно предлагается ему и пытается его к себе приучить.
- У вас есть объяснение, почему это происходит? Ведь на фестивале, насколько я знаю, есть вспомогательные, неофициальные программы. Там показывают все блокбастеры - и "Тараса Бульбу", и "Стиляги", и "Обитаемый остров"…
- Интересы кинорынка обозначились более явно. Приоритеты кинорынка уже очевидны. Кино, которое вы назвали блокбастерами - вроде "Тараса Бульбы", "Обитаемого острова" - показывают на площади перед Зимним театром абсолютно бесплатно, свободно для всех. А в кинозале идет как раз то самое кино, которое мы условно называем арт-хаус.
Кстати, сегодня на "Кинотавре" открывается кинорынок. И туда как раз приедет кино. Но оно будет показываться не полностью, а в виде презентаций проектов. Это все - как раз то, что в нынешнем понимании считается "кино для всех". Скажем, фильмы с участием ребят из "Comedy Club" или из проекта "Наша Russia". Это комедии, американизированные по форме, с нынешними шоу-менами, которые претендуют на славу киноактеров. А в конкурсе идет кино, которое все-таки имеет претензии называться искусством.
- Какой "Кинотавр" вам нравится больше - нынешний или тот, что был 5-10 лет назад?
- Мне нравится, что "Кинотавр" - это живой организм, который меняется. Мне нравится то, что было; но я считаю закономерными изменения, которые с ним произошли. Время не стоит на месте. Оно меняется. "Кинотавр" эти изменения отражает. По-моему, это - главное его достоинство.