На 20-м российском кинофестивале "Кинотавр" подведены итоги конкурса короткометражных фильмов. В Сочи работает обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева.
- Каковы итоги короткометражной программы?
- Конкурс короткометражных фильмов продолжался три дня. Группой экспертов в программу было отобрано 16 картин, которые сделаны по преимуществу совсем молодыми людьми - студентами или выпускниками киношкол. Но есть тут, конечно, и вполне зрелые люди. В среду поздно вечером жюри под председательством Алексея Германа-младшего определило фаворитов.
Диплом получила картина Игоря Хомского "Очная ставка", снятая по рассказу Василя Быкова. Фильм - о человеке, который вернулся из мест заключения, и теперь от него требуют отказаться от собственной - уже, впрочем, отрекшейся от него - жены. Еще один диплом достался картине "Улыбка Будды" - про маленького бурятского мальчика, которому Будда (то есть его изображение) разрешил съесть конфетку. Режиссер Баир Дышенов, которому за 40 лет, был актером Бурятского театра, потом директором театра кукол. Он же продюсировал спектакль "Максар. Степь в крови" - это версия шекспировского "Макбета", - который в этом году выдвигался на национальную театральную премию "Золотая Маска".
Характерно и то, что человек, получивший главный приз за короткий метр - Юрий Быков - в недавнем прошлом актер сразу трех московских театров: Российского театра армии, Художественного имени Горького и "Театра Луны". В прошлом году перед ним встал выбор: отдать деньги за платное обучение во ВГИКе или снять на них короткий метр. Быков выбрал второй путь - и, как видите, не прогадал: получил впридачу к главной награде 125 тысяч рублей и пленку "Кодак" на полнометражный фильм. Картина его называется "Начальник", она черно-белая. В дачный домик врывается пара грабителей. Угрожая ножом жене и ребенку, они требуют денег у мужа и отца, по совместительству оказавшегося капитаном ФСБ. Дальше палачи и жертва меняются местами...
Следует отметить, что правоохранительным органам, особенно милиции, достается на орехи почти во всех фильмах большого, полнометражного конкурса. И я с ужасом подумала, что если милиция куда-то исчезнет или вдруг страшно облагородится, то у создателей фильмов пропадет всякий стимул к творчеству… Ну а Юрий Быков, когда получал награду, произнес небольшую речь. Он говорил: "Надеюсь, что в ближайшее время кинематографисты станут снимать откровенные, ясные, простые истории, выражать человеческое отношение к людям. И, вместо того, чтобы строить философскую архитектуру, обращаться напрямую к зрителям. Тогда-то мы и получим хорошее человеческое кино". Вот такой оптимист - молодой Юрий Быков.
А я все чаще думаю, что над входом в зал Зимнего театра впору повесить растяжку: "Оставь надежду всяк сюда входящий". Простых, ясных человеческих историй нет - и дай бог вообще понять, о чем идет речь.
- Есть ли все то, о чем вы сказали, в большом конкурсе, в полном метре?
- Начнем, пожалуй, с того фильма, в котором есть. Он называется "Миннесота". Его сценарий написан Александром Миндадзе, действительно выдающимся российским кинодраматургом, поэтому тут удивляться особенно нечему. Это история двух братьев, которых хоккейный агент поманил призраком американской команды. За бытовым сюжетом открывается второй пласт. Агент сильно хромает, как сам черт, и искушает он того брата, который слабее. А тот, который был силен так, как бывают сильны герои Достоевского - тот же Митя Карамазов, такой человек-торпеда, то есть совершенно саморазрушительная личность, - оказывается жертвой.
Снято все это Андреем Прошкиным в современной манере - очень быстро и энергично. Но, к сожалению, то, что теперь называется звуковым дизайном, не дает расслышать очень важный текст. И из-за этого - несмотря на то, что история сама-то ясная - многие зрители вообще не поняли сюжета. Они просто весь фильм пытались разобрать, что же там говорят.
Еще один фильм, о котором спорят, снял Борис Хлебников по сценарию Александра Родионова: "Сумасшедшая помощь". Это простая, тоже на первом уровне, бытовая история: городской сумасшедший приводит в свою квартиру приезжего молчуна из белорусской деревни, тот прибыл на заработки, и его сразу ограбили. Три замечательных актера - Сергей Дрейден, Евгений Сытый и Анна Михалкова - играют трех странных одиноких людей, которые, вообще говоря, умеют любить. Но и здесь их речи совсем невразумительны. Допустим, вот это сумасшедший симпатяга, который руководствуется исключительно благими намерениями, поступает только во зло. А зачем, почему? Я не понимаю и не знаю, как это все поймут зрители. Да и вообще, честно говоря, люди не обязаны разгадывать шарады!
И, наверное, примечательно, что почетное второе место после милиционеров в современных фильмах занимают сумасшедшие. Есть еще фильм "Я" Игоря Волошина, посвященный его друзьям-наркоманам: он очень живописен и реалистичен - если можно так сказать про описание галлюцинаций. Действие происходит в психиатрической клинике, куда попадают герои. Честно признаюсь, посмотрев 6 фильмов из 12, я готова сама проситься на прием к психиатру...
- Каковы итоги короткометражной программы?
- Конкурс короткометражных фильмов продолжался три дня. Группой экспертов в программу было отобрано 16 картин, которые сделаны по преимуществу совсем молодыми людьми - студентами или выпускниками киношкол. Но есть тут, конечно, и вполне зрелые люди. В среду поздно вечером жюри под председательством Алексея Германа-младшего определило фаворитов.
Диплом получила картина Игоря Хомского "Очная ставка", снятая по рассказу Василя Быкова. Фильм - о человеке, который вернулся из мест заключения, и теперь от него требуют отказаться от собственной - уже, впрочем, отрекшейся от него - жены. Еще один диплом достался картине "Улыбка Будды" - про маленького бурятского мальчика, которому Будда (то есть его изображение) разрешил съесть конфетку. Режиссер Баир Дышенов, которому за 40 лет, был актером Бурятского театра, потом директором театра кукол. Он же продюсировал спектакль "Максар. Степь в крови" - это версия шекспировского "Макбета", - который в этом году выдвигался на национальную театральную премию "Золотая Маска".
Характерно и то, что человек, получивший главный приз за короткий метр - Юрий Быков - в недавнем прошлом актер сразу трех московских театров: Российского театра армии, Художественного имени Горького и "Театра Луны". В прошлом году перед ним встал выбор: отдать деньги за платное обучение во ВГИКе или снять на них короткий метр. Быков выбрал второй путь - и, как видите, не прогадал: получил впридачу к главной награде 125 тысяч рублей и пленку "Кодак" на полнометражный фильм. Картина его называется "Начальник", она черно-белая. В дачный домик врывается пара грабителей. Угрожая ножом жене и ребенку, они требуют денег у мужа и отца, по совместительству оказавшегося капитаном ФСБ. Дальше палачи и жертва меняются местами...
Надеюсь, что в ближайшее время кинематографисты станут снимать откровенные, ясные, простые истории, выражать человеческое отношение к людям, и вместо того, чтобы строить философскую архитектуру
Следует отметить, что правоохранительным органам, особенно милиции, достается на орехи почти во всех фильмах большого, полнометражного конкурса. И я с ужасом подумала, что если милиция куда-то исчезнет или вдруг страшно облагородится, то у создателей фильмов пропадет всякий стимул к творчеству… Ну а Юрий Быков, когда получал награду, произнес небольшую речь. Он говорил: "Надеюсь, что в ближайшее время кинематографисты станут снимать откровенные, ясные, простые истории, выражать человеческое отношение к людям. И, вместо того, чтобы строить философскую архитектуру, обращаться напрямую к зрителям. Тогда-то мы и получим хорошее человеческое кино". Вот такой оптимист - молодой Юрий Быков.
А я все чаще думаю, что над входом в зал Зимнего театра впору повесить растяжку: "Оставь надежду всяк сюда входящий". Простых, ясных человеческих историй нет - и дай бог вообще понять, о чем идет речь.
- Есть ли все то, о чем вы сказали, в большом конкурсе, в полном метре?
- Начнем, пожалуй, с того фильма, в котором есть. Он называется "Миннесота". Его сценарий написан Александром Миндадзе, действительно выдающимся российским кинодраматургом, поэтому тут удивляться особенно нечему. Это история двух братьев, которых хоккейный агент поманил призраком американской команды. За бытовым сюжетом открывается второй пласт. Агент сильно хромает, как сам черт, и искушает он того брата, который слабее. А тот, который был силен так, как бывают сильны герои Достоевского - тот же Митя Карамазов, такой человек-торпеда, то есть совершенно саморазрушительная личность, - оказывается жертвой.
Снято все это Андреем Прошкиным в современной манере - очень быстро и энергично. Но, к сожалению, то, что теперь называется звуковым дизайном, не дает расслышать очень важный текст. И из-за этого - несмотря на то, что история сама-то ясная - многие зрители вообще не поняли сюжета. Они просто весь фильм пытались разобрать, что же там говорят.
Еще один фильм, о котором спорят, снял Борис Хлебников по сценарию Александра Родионова: "Сумасшедшая помощь". Это простая, тоже на первом уровне, бытовая история: городской сумасшедший приводит в свою квартиру приезжего молчуна из белорусской деревни, тот прибыл на заработки, и его сразу ограбили. Три замечательных актера - Сергей Дрейден, Евгений Сытый и Анна Михалкова - играют трех странных одиноких людей, которые, вообще говоря, умеют любить. Но и здесь их речи совсем невразумительны. Допустим, вот это сумасшедший симпатяга, который руководствуется исключительно благими намерениями, поступает только во зло. А зачем, почему? Я не понимаю и не знаю, как это все поймут зрители. Да и вообще, честно говоря, люди не обязаны разгадывать шарады!
И, наверное, примечательно, что почетное второе место после милиционеров в современных фильмах занимают сумасшедшие. Есть еще фильм "Я" Игоря Волошина, посвященный его друзьям-наркоманам: он очень живописен и реалистичен - если можно так сказать про описание галлюцинаций. Действие происходит в психиатрической клинике, куда попадают герои. Честно признаюсь, посмотрев 6 фильмов из 12, я готова сама проситься на прием к психиатру...