В воскресенье в Сочи пройдет торжественная церемония награждения лауреатов и закрытие 20-го российского кинофестиваля "Кинотавр". Специальные корреспонденты Радио Свобода Марина Тимашева и Ольга Галицкая делятся прогнозами и впечатлениями об увиденном.
Марина Тимашева: Утром всех членов жюри увезли в неизвестном направлении, кажется, в Красную Поляну, чтобы о том, какое они примут решение, никто не узнал раньше положенного времени. Интересно, изымают ли у них на входе в зал заседаний мобильные телефоны? Впрочем, жюри относительно однородно, и, зная систему предпочтений этих людей, можно быть уверенным, что выбирать лауреатов будут из следующего списка – "Сумасшедшая помощь", "Кислород", "Похороните меня за плинтусом", "Сказка про темноту", "Я" и "Волчок". Последний, на мой взгляд, имеет максимальные шансы на победу, потому что, во-первых, снят дебютантом, а во-вторых, по части полной кромешной безысходности и натурализма даст всем остальным фору. Это фестивали любят.
Уже известны лауреаты премии Гильдии киноведов и кинокритиков. Голоса распределились поровну между "Кислородом" и "Волчком".
Расскажу про два фильма, которые показаны в основном конкурсе "Кинотавра". Один снят Верой Сторожевой и называется "Скоро весна". В главных ролях - Ксения Кутепова и Сергей Пускепалис. Это сладковатая мелодрама о богатом человеке, который, тяжело заболев, разыскал первую свою любовь, которая стала монахиней. Два мира – светский и религиозный – на короткое время пересекаются, но сойтись им не дано, слишком различна система ценностей.
Вторая картина называется "Бубен, барабан". Над смыслом этого названия ломали себе голову профессиональные зрители. Единственная убедительная версия принадлежит критику Екатерине Тархановой. Героиня фильма говорит, что фразу "бубен, барабан" надо произносить на выдохе, и при этом человек выдыхает из себя жизнь или жизнь из него выдыхается.
Как свойственно многим современным фильмам, здесь очень много непроясненного. Полтора часа загадок. В маленький поселок приезжает мужчина в форме моряка, но, по некоторым признакам, форма маскарадная, а сам он - уголовный элемент. Скорее всего, вор, затаивший обиду на весь мир. Вокруг все воруют, а сидел он. Мужчина прибивается к библиотекарше (в этой роли после длительного перерыва появилась Наталья Негода). Он уверен, что чище и честнее, чем библиотекарь, нет в мире никого. Однако его ждет жестокое разочарование, а ее – прощание с последней надеждой вырваться из скучного и нищего мира. Если бы не некоторая неразработанность сюжета и очевидные параллели с "Пианисткой" Ханеке, фильм мог бы вырваться за пределы общего серого депрессивного фона, характерного для конкурса этого года.
Вообще в программе - большинство фильмов - от поколения 30-летних. Взгляд их на мир чрезвычайно однообразен – составлен как будто из одних блоков, и рассчитан на зрителя с очень крепкими нервами. Проблема в том, что на фестивалях показывают кино, которое может понравиться пресыщенным профессионалам с очень высоким болевым порогом. Чтобы хоть как-то их расшевелить, нужны грубые способы воздействия. В то же время в кинотеатрах идут фильмы, рассчитанные только на пустое развлечение. Фильмов, которые могли бы привлечь умного зрителя, в которых рассказывались бы ясные истории, отражающие действительность в образных поэтических формах, нет - и, видимо, не предвидится.
Молодые кинематографисты легко усваивают уроки. Денег в прокате не соберешь - значит, делаем ставку на фестивали. А фестивалям нужна, как называется на жаргоне, "жесть", то есть холодное, жестокое, злое кино – медь звенящая и кимвал бряцающий. Между тем, уже известно, что прокатчики заинтересовались картиной Клима Шипенко "Непрощенные", американским по эстетике боевиком с русскими реалиями.
Сделайте нам красиво - для проката, сделайте нам некрасиво - для критиков. Третьего не дано. Никакой золотой середины.
А у Ольги Галицкой свой прогноз по поводу решения жюри. С моим он не совпадает.
Ольга Галицкая: На мой взгляд, лучший фильм фестиваля - "Волчок" Василия Сигарева, но жюри вряд ли отдаст ему Гран-при. По слухам, этот фильм резко не понравился Сергею Сельянову, председателю жюри, и некоторым другим членам жюри тоже. Так что можно предположить, что в лидеры выйдет "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова.
Хлебников исключительно талантливый режиссер. Но "Сумасшедшая помощь" для него - во многом повторение уже пройденного. Кроме того, изматывающий неспешный ритм этого фильма - очень нелегкое испытание для зрителя. Но Хлебников не столь радикален, как Сигарев. К тому же в свое время на "Кинотавре" отмечалась его режиссерская работа. Тогда это было "Свободное плавание" – лучший пока что его фильм. Я думаю, что теперь жюри легко отдаст ему Гран-при.
Приз за режиссуру, на мой взгляд, должен был бы получить Алексей Мизгирев за фильм "Бубен, барабан". Я очень надеюсь, что жюри так и решит. Александр Миндадзе, скорее всего, получит за "Миннесоту" как лучший кинодраматург. В общем, с этим спорить сложно. Лучшей актрисой, скорее всего, назовут Светлану Крючкову, сыгравшую в фильме Сергей Снежкина "Похороните меня за плинтусом". Даже не столько за саму роль, несколько преувеличенно театральную, сколько по совокупности заслуг. Лучший артист – Виктор Сухоруков в фильме Ларисы Садиловой "Сынок". Я думаю, что и члены жюри с этим согласятся. Хотя на этом фестивале много замечательных мужских ролей, как, впрочем, и женских - тоже замечательных, хороших, великолепных. Любые эпитеты тут годятся, потому что актерам, всем без исключения, хочется сказать – браво! С режиссерами гораздо сложнее.
Конкурсные фильмы "Кинотавра" в рамках фестивальной мировой моды показывают разнообразное насилие на таком базовом уровне, как отношения в семье или взаимоотношения человека и власти. Недаром самый частый персонаж в фильмах – милиционер. В этом кино совсем нет счастливых людей. Недаром представитель крупной кинопрокатной сети, приехавший на кинорынок, который проходит в рамках "Кинотавра", сказал, что это совершенно не покупаемое кино. Все фильмы обречены на то, что никогда не выйдут в широкий прокат, а, может быть, и в прокат вообще.
Единственный фильм, который точно увидит широкий зритель, потому что он выйдет в количестве 200 копий, это самый обруганный фильм "Кинотавра" - "Непрощенные" дебютанта Клима Шипенко. Само название уже отсылает к американскому кино. Клим Шипенко учился в американской киношколе. Кумиры его - Гай Ричи и Квентин Тарантино. Он пытается им подражать. Но, как любая калька с очень хорошего оригинала… Выбор понятен – всегда лучше увидеть оригинал, тем более, что нам такая возможность скоро представится. Квентин Тарантино приедет в Москву на премьеру своего фильма "Бесславные ублюдки", которая состоится 30 июля. Но это будет уже не "Кинотавр", а совсем другая история.
Марина Тимашева: Утром всех членов жюри увезли в неизвестном направлении, кажется, в Красную Поляну, чтобы о том, какое они примут решение, никто не узнал раньше положенного времени. Интересно, изымают ли у них на входе в зал заседаний мобильные телефоны? Впрочем, жюри относительно однородно, и, зная систему предпочтений этих людей, можно быть уверенным, что выбирать лауреатов будут из следующего списка – "Сумасшедшая помощь", "Кислород", "Похороните меня за плинтусом", "Сказка про темноту", "Я" и "Волчок". Последний, на мой взгляд, имеет максимальные шансы на победу, потому что, во-первых, снят дебютантом, а во-вторых, по части полной кромешной безысходности и натурализма даст всем остальным фору. Это фестивали любят.
Уже известны лауреаты премии Гильдии киноведов и кинокритиков. Голоса распределились поровну между "Кислородом" и "Волчком".
Расскажу про два фильма, которые показаны в основном конкурсе "Кинотавра". Один снят Верой Сторожевой и называется "Скоро весна". В главных ролях - Ксения Кутепова и Сергей Пускепалис. Это сладковатая мелодрама о богатом человеке, который, тяжело заболев, разыскал первую свою любовь, которая стала монахиней. Два мира – светский и религиозный – на короткое время пересекаются, но сойтись им не дано, слишком различна система ценностей.
Фильмов, которые могли бы привлечь умного зрителя, в которых рассказывались бы ясные истории, отражающие действительность в образных поэтических формах, нет и, видимо, не предвидится
Вторая картина называется "Бубен, барабан". Над смыслом этого названия ломали себе голову профессиональные зрители. Единственная убедительная версия принадлежит критику Екатерине Тархановой. Героиня фильма говорит, что фразу "бубен, барабан" надо произносить на выдохе, и при этом человек выдыхает из себя жизнь или жизнь из него выдыхается.
Как свойственно многим современным фильмам, здесь очень много непроясненного. Полтора часа загадок. В маленький поселок приезжает мужчина в форме моряка, но, по некоторым признакам, форма маскарадная, а сам он - уголовный элемент. Скорее всего, вор, затаивший обиду на весь мир. Вокруг все воруют, а сидел он. Мужчина прибивается к библиотекарше (в этой роли после длительного перерыва появилась Наталья Негода). Он уверен, что чище и честнее, чем библиотекарь, нет в мире никого. Однако его ждет жестокое разочарование, а ее – прощание с последней надеждой вырваться из скучного и нищего мира. Если бы не некоторая неразработанность сюжета и очевидные параллели с "Пианисткой" Ханеке, фильм мог бы вырваться за пределы общего серого депрессивного фона, характерного для конкурса этого года.
Вообще в программе - большинство фильмов - от поколения 30-летних. Взгляд их на мир чрезвычайно однообразен – составлен как будто из одних блоков, и рассчитан на зрителя с очень крепкими нервами. Проблема в том, что на фестивалях показывают кино, которое может понравиться пресыщенным профессионалам с очень высоким болевым порогом. Чтобы хоть как-то их расшевелить, нужны грубые способы воздействия. В то же время в кинотеатрах идут фильмы, рассчитанные только на пустое развлечение. Фильмов, которые могли бы привлечь умного зрителя, в которых рассказывались бы ясные истории, отражающие действительность в образных поэтических формах, нет - и, видимо, не предвидится.
Молодые кинематографисты легко усваивают уроки. Денег в прокате не соберешь - значит, делаем ставку на фестивали. А фестивалям нужна, как называется на жаргоне, "жесть", то есть холодное, жестокое, злое кино – медь звенящая и кимвал бряцающий. Между тем, уже известно, что прокатчики заинтересовались картиной Клима Шипенко "Непрощенные", американским по эстетике боевиком с русскими реалиями.
Сделайте нам красиво - для проката, сделайте нам некрасиво - для критиков. Третьего не дано. Никакой золотой середины.
А у Ольги Галицкой свой прогноз по поводу решения жюри. С моим он не совпадает.
Ольга Галицкая: На мой взгляд, лучший фильм фестиваля - "Волчок" Василия Сигарева, но жюри вряд ли отдаст ему Гран-при. По слухам, этот фильм резко не понравился Сергею Сельянову, председателю жюри, и некоторым другим членам жюри тоже. Так что можно предположить, что в лидеры выйдет "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова.
Конкурсные фильмы "Кинотавра" в рамках фестивальной мировой моды показывают разнообразное насилие на таком базовом уровне, как отношения в семье, или во взаимоотношениях человека и власти
Хлебников исключительно талантливый режиссер. Но "Сумасшедшая помощь" для него - во многом повторение уже пройденного. Кроме того, изматывающий неспешный ритм этого фильма - очень нелегкое испытание для зрителя. Но Хлебников не столь радикален, как Сигарев. К тому же в свое время на "Кинотавре" отмечалась его режиссерская работа. Тогда это было "Свободное плавание" – лучший пока что его фильм. Я думаю, что теперь жюри легко отдаст ему Гран-при.
Приз за режиссуру, на мой взгляд, должен был бы получить Алексей Мизгирев за фильм "Бубен, барабан". Я очень надеюсь, что жюри так и решит. Александр Миндадзе, скорее всего, получит за "Миннесоту" как лучший кинодраматург. В общем, с этим спорить сложно. Лучшей актрисой, скорее всего, назовут Светлану Крючкову, сыгравшую в фильме Сергей Снежкина "Похороните меня за плинтусом". Даже не столько за саму роль, несколько преувеличенно театральную, сколько по совокупности заслуг. Лучший артист – Виктор Сухоруков в фильме Ларисы Садиловой "Сынок". Я думаю, что и члены жюри с этим согласятся. Хотя на этом фестивале много замечательных мужских ролей, как, впрочем, и женских - тоже замечательных, хороших, великолепных. Любые эпитеты тут годятся, потому что актерам, всем без исключения, хочется сказать – браво! С режиссерами гораздо сложнее.
Конкурсные фильмы "Кинотавра" в рамках фестивальной мировой моды показывают разнообразное насилие на таком базовом уровне, как отношения в семье или взаимоотношения человека и власти. Недаром самый частый персонаж в фильмах – милиционер. В этом кино совсем нет счастливых людей. Недаром представитель крупной кинопрокатной сети, приехавший на кинорынок, который проходит в рамках "Кинотавра", сказал, что это совершенно не покупаемое кино. Все фильмы обречены на то, что никогда не выйдут в широкий прокат, а, может быть, и в прокат вообще.
Единственный фильм, который точно увидит широкий зритель, потому что он выйдет в количестве 200 копий, это самый обруганный фильм "Кинотавра" - "Непрощенные" дебютанта Клима Шипенко. Само название уже отсылает к американскому кино. Клим Шипенко учился в американской киношколе. Кумиры его - Гай Ричи и Квентин Тарантино. Он пытается им подражать. Но, как любая калька с очень хорошего оригинала… Выбор понятен – всегда лучше увидеть оригинал, тем более, что нам такая возможность скоро представится. Квентин Тарантино приедет в Москву на премьеру своего фильма "Бесславные ублюдки", которая состоится 30 июля. Но это будет уже не "Кинотавр", а совсем другая история.