По обе стороны дна

Спад в крупнейших экономиках Евросоюза сменился пусть незначительным, но ростом

Экономики Германии и Франции во втором квартале 2009 года выросли к уровню первого на 0,3 процента. Российская, по оценкам МЭР, на столько же сократилась.

Федеральное ведомство статистики Германии и французское министерство финансов в четверг сообщили, что объем национальных экономик этих стран во втором квартале увеличился на 0,3 процента к уровню первых трех месяцев 2009 года. Причем эти данные учитывают всевозможные сезонные факторы.


В России, судя по представленным в этот вторник данным Росстата, общий объем экономики во втором квартале увеличился на 7,5 процента к уровню первого квартала. Но — до сезонной очистки.


"Российская экономика имеет ярко выраженную сезонность, — напоминает главный экономист Банка Москвы Кирилл Тремасов, — и объем ВВП во втором квартале всегда существенно больше, чем в первом. Поэтому рост на 7,5 процента по отношению к первому кварталу не должен вводить в заблуждение. К сожалению, Росстат не публикует данных с устраненной сезонностью. Но ранее Министерство экономического развития оценивало сокращение ВВП во втором квартале относительно первого примерно на 0,3 процента. Это реальная динамика с устранением сезонного фактора".


В то же время, 0,3 процента — сокращение значительно меньшее, чем то, которое наблюдалось в России в первом квартале к уровню конца предыдущего года. "Если ссылаться на те же данные МЭРТ, то в первом квартале ВВП снизился на 7,6 процента с устранением сезонного фактора", — говорит Кирилл Тремасов.


Значительное замедление темпов экономического спада в России, особенно во второй половине второго квартала года, некоторые эксперты связывают с оживлением в машиностроении. За исключением, конечно, автомобильной отрасли, где в июле падение продаж оказалось даже большим, чем в июне.

В России общий объем экономики сокращается три квартала подряд. Но в последние три месяца темпы спада существенно замедлились

Впрочем, у заместителя руководителя аналитического департамента инвестиционной компании "Арбат-Капитал" Алексея Павлова иная точка зрения. "Более важным с точки зрения экономики России в целом, является некоторое восстановление спроса, который мы наблюдаем сейчас в металлургии, — уверен эксперт. — По сути, к середине года многие металлурги вообще вышли на 100-процентную загрузку российских мощностей. Высокий спрос на сталелитейную продукцию в Китае, и вообще в Азии, позволил загрузить наши комбинаты, и металлурги очень быстро вышли из провала. А ведь еще осенью прошлого года спад в производстве металлургии и машиностроении был примерно одинаковым, компании работали максимум на 30-50 процентах от своих производственных возможностей. Безусловно, вес металлургии в промышленном производстве, а значит, в российской экономике существенно выше, чем машиностроения. Поэтому улучшение ситуации в металлургии дает больший вклад в наш ВВП, нежели машиностроение. Причем рост в металлургии заметен невооруженным глазом. А вот то, что он происходит в машиностроении — на данный момент вопрос достаточно спорный".


И в Германии, и во Франции рост объема экономики в апреле-июне был отмечен после непрерывного его сокращения на протяжении четырех кварталов. Рецессией же называют сокращение ВВП в течение двух и более кварталов подряд.


В России общий объем экономики сокращается три квартала подряд. Но в последние три месяца темпы спада существенно замедлились.


"В экономиках США и Европы падение продолжалось больше по времени, чем в России, но оно было более плавным, — отмечает Кирилл Тремасов из Банка Москвы. — В России же экономика вошла в штопор. Четвертый квартал прошлого и первый квартал этого года были периодом резкого падения экономики. Во втором квартале уже фактически произошла стабилизация, хотя формально, наверное, небольшой минус во втором квартале присутствовал. С третьего квартала в экономике России, скорее всего, начался подъем, так что можно сказать, что у нас спад ограничился тремя кварталами".


Алексей Павлов из "Арбат-Капитала" настроен чуть более скептически. "Данные по ВВП Германии и Франции на всеобщем фоне выглядят очень неплохо и говорят, по меньшей мере, о том, что достигнуто дно, — рассуждает аналитик. — Вопрос в том, началось ли восстановление или это просто ползание по дну? Будет видно. Данные нашего второго квартала позволяют констатировать, что снижение по сравнению с предыдущим кварталом минимально и фактически равняется погрешности ошибки вычисления. С этой точки зрения можно говорить, что и российская экономика, пожалуй, уже достигла дна. Если не будет какой-то жесточайшей второй волны кризиса, то у нас просто нет другого выхода, как восстанавливаться. Медленно ли, быстро ли — будет зависеть от многих факторов, в том числе, и от экономической политики, которую проводит правительство. Но в целом у нас теперь только одно направление — вверх. Ниже идти в текущей ситуации, на мой взгляд, уже некуда".