Цены бьют в молоко

Татьяна Рыбалова (фото dairynews.ru)

Минсельхоз ожидает, что осенью закупочные цены на молоко вырастут на 10-15 процентов. В рознице подорожание будет медленнее, полагает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова.


Закупочные цены на сырое молоко в России в сентябре-ноябре повысятся на 10-15 процентов по сравнению летними показателями, сообщает Министерство сельского хозяйства. Об этом было заявлено на совещании министра Елены Скрынник с руководителями крупнейших в стране компаний-переработчиков молока и отраслевых союзов молочной отрасли.


По данным министерства, в первом полугодии средняя цена молока, проданного российскими сельхозпроизводителями, снизилась к уровню того же периода 2008 года на 9 с половиной процентов, опустившись ниже 11 рублей за килограмм. При этом только в июне сырое молоко в годовом исчислении подешевело более чем на 4 процента, составив примерно 9,8 рубля за килограмм. Ситуацию в российской молочной отрасли в интервью Радио Свобода комментирует ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова:


— Ситуация оставалась тяжелой весь год, а летом — особенно. Цены в летний период снизились до минимума за последние два года. Это было связано с тем, что у нас упал спрос, и часть молока оказалась невостребованной. Прежде всего, отказались от закупок молока у населения и небольших хозяйств. Что касается цен на молоко у оставшихся категорий поставщиков, то они слишком сильно снизились. Самое заметное снижение было на молоко первого сорта, на которое у нас приходятся основные объемы. Цена на молоко высшего сорта сегодня в связи с ужесточением технических требований стала практически на уровне европейской. Если раньше мы фиксировали долю высшего сорта в районе 30-32 процентов, то сегодня она наполовину снизилась. Но молоко высшего сорта все равно стоит до 12 рублей за килограмм в зависимости от показателей. По подсчетам некоторых экспертов, средняя по России цена — 8-8,5 рублей за килограмм. Я не совсем согласна. Если смотреть пропорционально продаваемому объему, то средняя цена по России будет в районе 7-7,5 рублей. А "вилка" движется от второго сорта, это на уровне 5 рублей, до высшего сорта — примерно 12 рублей.


— По мнению специалистов из Министерства сельского хозяйства, в ближайшие месяцы закупочные цены на сырое молоко в стране будут расти. Вы готовы согласиться с такими прогнозами?


— Будем надеяться, что они действительно вырастут. В некоторых регионах под давлением местных администраций цены на молоко постепенно поднимаются, но это скорее все-таки административное давление пока, а не потребность рынка. Забой скота идет, причем он активизировался. Если в первом полугодии прошлого года Росстат нам давал снижение поголовья на 1 процент, то за первое полугодие текущего года снижение поголовья составило 2,4 процента.


Как изменятся цены, в какой "вилке" они вырастут, сегодня говорить нельзя по одной простой причине: начиная с октября месяца, открывают Белоруссию. Там скопились огромные запасы сухого молока, которое они будут готовы продавать по очень низким ценам. Цены на сухое и сырое молоко взаимозависимы, поэтому вот этот большой, до 15 процентов, рост, который озвучивает администрация, может и не состояться.


— Приведет ли рост закупочных цен на молоко к удорожанию конечной продукции? Если да, то насколько значительным оно может быть?


— Долгое время у нас была ситуация, когда цены на сырое молоко и готовую продукцию в оптовом звене падали, но при этом в ритейле пропорционального снижения цен мы не наблюдали. Сейчас, когда начнется обратный процесс, то есть сырье начнет дорожать, цены тоже не будут расти в пропорциональной зависимости. Они будут расти медленнее, потому что очень большие складские запасы. И это на фоне упавшего спроса, который еще не восстановился — люди потребляют примерно те же объемы, но никак не те же ассортиментные позиции.


— Сейчас Министерство сельского хозяйства предлагает проводить в стране закупочные интервенции на рынке молока, уже подготовив соответствующий проект постановления правительства. На ваш взгляд, могут ли такие действия государства стабилизировать ситуацию на внутреннем молочном рынке?


— Они планируют проводить интервенции по ультрапастеризованному молоку, то есть это молоко после высокотемпературной обработки, длительного хранения. Подобных интервенционных закупок в других странах я не помню, равно как и у нас еще никогда не было интервенций на рынке молочных продуктов. Поэтому сегодня трудно сказать, опыта мы не имеем. Но если логично рассуждать, то вряд ли это приведет к большому успеху, потому что закупки больших объемов ультрапастеризованного молока противоречат тенденциям рынка. У нас долгое время молоко высокотемпературной обработки было дороже, чем пастеризованное. Хотя в развитых странах все наоборот — фреш-молоко всегда дороже, чем молоко длительного хранения. В кризис увеличилось потребление пастеризованного молока, как более дешевого. Эта тенденция наверняка будет доминировать, и из кризиса мы должны выйти страной, которая потребляет пастеризованного молока больше, чем ультрапастеризованного.