Россия с 6 марта на девять месяцев повышает таможенные пошлины на ряд молочных продуктов, ввозимых из стран дальнего зарубежья.
Сообщается, что для большинства из продуктов ставка пошлины увеличивается с 15 до 20 процентов от таможенной стоимости. Для импортного сливочного масла и других молочных жиров пошлина остается на уровне 15 процентов, однако ее минимальный размер увеличивается с 0,22 до 0,35 евро за килограмм. Новые правила не касаются производителей из стран СНГ, которые, как и раньше, от уплаты таможенных пошлин освобождены. О том, что именно подорожает с введением новых правил, в интервью Радио Свобода рассказала ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова:
— Повышение таможенных пошлин коснется большой группы молочных продуктов. Увеличиваются пошлины на сухое молоко всех видов, обезжиренное и цельное молоко, а также на сыры и масло. Что касается сухого молока, то объемы его ввоза из стран дальнего зарубежья небольшие. В основном, они предназначены для производства продукции на иностранных предприятиях, и те, как правило, завозят для себя, так что на оптовый рынок эти продукты не поступают.
— Но в список также попадают сыр и масло. С ними, видимо, ситуация совсем иная?
— Что касается масла и сыра, то это, конечно, уже коснется непосредственно населения. Здесь доля импорта по итогам 2009 года составила около 40 процентов товарного предложения в целом по стране. Но такая мера — вынужденная, потому что в странах Европы, откуда, в основном, и поставляются эти продукты, введены экспортные субсидии. И если бы Россия не повысила таможенные пошлины, то цены на импортируемую продукцию даже после изменения курса рубля по отношению к евро осталась бы на прежнем уровне.
Более того, эти продукты дешевеют на Западе, и потоки импорта реально могут захлестнуть нас, сведя на нет все усилия российских производителей. Этого, конечно, допустить нельзя. Отечественное производство должно не только сохранить сегодняшние объемы, но и вырасти. Обеспечение продовольственной безопасности — вопрос для России насущный.
— Можно ли ожидать, что повышение ввозных пошлин приведет к росту цен не только на импортные, но и на российские продукты питания?
— Сегодня прогнозировать очень сложно. Если бы наша экономика была соотносима с экономикой европейских стран, то молочные продукты должны были бы дешеветь, поскольку за окном экономический кризис и платежеспособный спрос населения падает. Но у нас все происходит как-то не так. Цены на сырое молоко снизились уже до минимума, а на готовую продукцию все удерживаются. Только в последнее время мы заметили небольшое падение цен в торговых сетях за счет того, что они стали конкурировать между собой и немного снизили наценку.
Но в оптовом звене цены остаются прежними. Это в какой-то степени связано с тем, что у производителей уменьшились объемы — мы стали меньше потреблять отечественной продукции. В целом же потребление осталось на том же уровне, поскольку Белоруссия немного увеличила ввоз. Поэтому у российских переработчиков снизилась доходность, и они начали повышать цены. Мне кажется, что цены будут расти в пределах инфляции. А если убрать этот тренд инфляции, то цены останутся на том же уровне, либо даже немного снизятся.
— В конце апреля в России вступит в силу еще одно нашумевшее постановление правительства — о повышении с 5 до 15 процентов импортных пошлин на молочное детское питание. Что на самом деле предлагают российские власти?
— Шумиха, поднятая в прессе относительно того, что вырастут цены на сухие смеси для детей грудного возраста, безосновательна. Для этой категории сохраняется минимальная таможенная пошлина в 5 процентов. Повышение произойдет на продукты из цельномолочной группы, то есть на жидкие молочные продукты для детей. В этой категории мы практически ничего не ввозим из-за рубежа, полностью обеспечивая себя собственной продукцией надлежащего качества. В стране растет рождаемость, и, естественно, очень активно растет и этот сегмент.
— То есть вы считаете, что никаких потрясений на этом рынке не будет?
— Нет, как была у нас обеспеченность, так она и сохранится. Производители готовы наращивать любые объемы, только был бы спрос. Проблема состоит в другом. Потребление детских продуктов хоть и остается выше, чем в прошлые годы, но темпы роста производства и потребления несколько снизились в последние месяцы из-за того, что доходы населения, в том числе и молодых семей, все-таки падают.
Фото Dairy News