Неуд Генпрокуратуре

За три года расследование показало лишь полную собственную несостоятельность

Военная коллегия Верховного суда России сегодня решила вернуть в прокуратуру дело об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. Суд удовлетворил жалобу детей журналистки, которые заявляют о необходимости провести новое, более качественное расследование обстоятельств убийства их матери. По мнению потерпевших, следствие проверило далеко не все версии случившегося, а потому и не смогло установить ни заказчиков, ни финансистов этого преступления.

Из Московского окружного военного суда в Верховный дело пришло после того, как в начале августа этого года судья Николай Ткачук отказался удовлетворить ходатайство адвокатов семьи Анны Политковской, добивавшихся возвращения дела в прокуратуру. Такое решение стало неожиданным для многих. Во-первых, ходатайство потерпевших поддержал представитель государственного обвинения, а к ним суды склонны прислушиваться. Во-вторых, мало кто сомневался в том, что судья воспользуется первой же возможностью, чтобы избавить себя от участия в процессе по делу об убийстве, в котором нет ни заказчиков, ни исполнителя. И если бы не решение Военной коллегии Верховного суда России, которая сегодня рассмотрела жалобу потерпевших, уже 7 сентября в Москве мог состояться отбор нового жюри присяжных.

Верховные судьи согласились с доводами семьи Анны Политковской и постановили вернуть в прокуратуру дело в отношении Ибрагима и Джабраила Махмудовых, Сергея Хаджикурбанова и Павла Рягузова для объединения с так называемым "основным" делом, в котором фигурируют предполагаемый убийца Рустам Махмудов и множество неустановленных лиц.

Законным и обоснованным решение верховных судей назвала представитель Генеральной прокуратуры Вера Пашковская:

- Решение суда мы считаем справедливым и закономерным. И сторона потерпевших, и государственное обвинение в суде первой инстанции просили направить дело прокурору для того, чтобы были обеспечены права всех участников процесса, в том числе и потерпевших. Мы сочли, что без непосредственного исполнителя убийства рассмотрение дела будет необъективным. Верховный суд согласился с нашими доводами, удовлетворил их - и прямо из Верховного суда возвратил уголовное дело прокурору.

В свою очередь адвокат оправданного присяжными Джабраила Махмудова Мурат Мусаев заявил, что, поддержав жалобу потерпевших, прокуратура фактически признала некачественной работу своих сотрудников:

- Следственные органы и прокуратура пожалели о том, что в предыдущий раз направили уголовное дело в суд. Де-факто прокуратура Российской Федерации теперь признает, что оправдательный приговор по делу Политковской состоялся не потому, что там было какое-то нарушение закона, а по той причине, что уголовное дело не расследовано.

Мурат Мусаев и в ходе первого процесса неоднократно заявлял, что следствие выбрало неверный путь, отбросив множество существовавших версий обстоятельств убийства Анны Политковской и "назначив" исполнителями и соучастниками убийства братьев Махмудовых. То, по какому пути пойдет следствие теперь, зависит от многих обстоятельств:

- Пока можно только догадываться, почему суд первой инстанции сразу не вернул дело прокурору. Было очевидно, что это рано или поздно произойдет. Теперь уголовное дело находится во власти следователей, нас к этому уголовному делу теперь близко не пустят до нового судебного заседания, если таковое состоится. Теперь все зависит от личности следователя, от политической воли, от воли прокуроров и руководства Следственного комитета. Казалось бы, это в наших интересах - если это дело будет похоронено, то наши подзащитные не будут привлечены к ответственности. Но нас такой исход не устраивает. Мы хотим, чтобы это дело было расследовано и чтобы если не следственные органы, то суд признал, что наши подзащитные не имеют отношения к убийству Анны Политковской. Нас не устраивает нейтральное решение: оправдание и только оправдание.

Адвокат детей Анны Политковской Каринна Москаленко надеется, что после сегодняшнего решения Верховного суда, постановившего вернуть дело в прокуратуру, расследование убийства журналистки наконец выйдет из тупика, а следствие начнет сотрудничать с потерпевшими:

- Генеральная прокуратура до настоящего времени интересы потерпевшей стороны вообще игнорировала. Нас не допускали к созданию версий, к отработке этих версий, к аналитике по этому делу. Ни одно ходатайство потерпевшей стороны Генеральной прокуратурой до сих пор не было удовлетворено. Я думаю, что это урок для Генеральной прокуратуры.

Семья и друзья Анны Политковской ждут ответов на вопросы о том, кто, по чьему заказу и в чьих интересах убил журналистку в октябре 2006 года. У следствия было почти три года, чтобы на них ответить, но до сих пор мы не слышали предполагаемых имен ни заказчиков, ни тех, кто финансировал это преступление.