Михаил Лесин больше не советник

Дмитрий Медведев освободил Михаила Лесина от должности советника.

Во вторник вечером, 17 ноября, пресс-служба Кремля сообщила о том, что "президент России Дмитрий Медведев своим указом освободил Лесина Михаила Юрьевича от должности советника президента РФ по его просьбе".

Лесин занимал этот пост с апреля 2004 года и курировал вопросы развития СМИ и информационных технологий. 14 мая 2008 года он был переназначен на эту должность. До этого Лесин более четырех лет возглавлял министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Владимир Кара-Мурза: Кремль официально сообщил об уходе в отставку советника президента Российской Федерации по прессе Михаила Лесина. Лесин, бывший в 90-х годах владельцем "Видео Интернэшнл", считается одним из отцов современной российской медиаиндустрии и одним из наиболее влиятельных игроков в отрасли. Министром по делам печати, телерадиовещанию и средств массовой коммуникации он был назначен еще в 90-м году Борисом Ельциным. К тому моменту он уже успел побывать заместителем председателя Всероссийской телевизионной и радиовещательной компании, ВГТРК, и начальником управления президента России по связям с общественностью. Российская пресса потрясена жесткостью формулировок, связанных с отставкой советника, которого многие называют человеком Путина. По сообщениям различных средств массовой информации, Лесин уволен за несоблюдение этики поведения госслужащего и систематические дисциплинарные нарушения. О том, положит ли отставка Михаила Лесина конец совмещению бизнеса и госслужбы, мы говорим с бывшим руководителем ВГТРК и телеканала ТВ-Центр Олегом Попцовым. Удивило ли вас сегодняшнее известие об официальной отставке Михаила Лесина?

Олег Попцов: Так сказать, констатация причины, по которой он отправлен в отставку, меня несколько удивила. Я Михаила Юрьевича знаю давно, с того момента, когда началось его вхождение в мир средств массовой информации не как продюсера КВН, а как игрока на этом поле. Могу вам сказать, что это человек достаточно уверенный в себе, абсолютно самостоятельный, всегда рассматривавший средства массовой информации как некий вариант бизнеса, соединяя СМИ с бизнесом, не отсекая, а соединяя. Именно Михаил Юрьевич был инициатором, когда он возглавлял министерство, создания так называемого Индустриального комитета, куда входили все телевизионные компании, все абсолютно ведущие радиокомпании. Он прекрасно понимал, я понял сразу, для чего это создается, это было правильно, это было разумно и умно. Другое дело, что мы расходились в концепции Индустриального комитета с ним, бесспорно совершенно. Он создавал механизм лоббирования, он необходим, лоббирования для проведения законов в Государственной думе - это нормально, это компонент, конечно, демократического общества. Безграмотность законов, с одной стороны, лоббирование может обеспечить грамотность законов, в той же степени может обеспечить безграмотность, когда отстаивает интересы какой-то одной корпорации.
Суть была в одном, в этом был весь Лесин, что на сегодня главную роль в средствах массовой информации играет не редактор, главный редактор, не режиссер, а владелец

И тут у нас столкнулись, лоббирование в нашей думе, некомпетентность в сферах средств массовой информации была в то время очень серьезной, и Лесин хотел внести изменения в закон о СМИ. Я воспринимал это болезненно, потому что был одним из участников рождения этого закона, и Миша Федотов, который присутствовал на заседаниях Индустриального комитета, тем более. Суть была в одном, в этом был весь Лесин, что на сегодня главную роль в средствах массовой информации играет не редактор, главный редактор, не режиссер, а владелец. И вот тут мы столкнулись. Он хотел освободить опять поле бизнеса, сделать его стоящим над и управляющим. Я должен сказать, что мы расходились. Я считал, что человек бизнеса в средствах массовой информации должен быть правой рукой главного редактора, а политику, содержание, конечно, должен определять главный редактор. И самое главное, почему я выступал, потому что это значит было лишить журналистов защитного поля. Их редактор не может защитить, сегодня пришел один владелец, завтра другой, говорит – вон. Вот почему я выступал. Но как саму идею, потому что я понимал, что такой лоббирующий механизм нужен, необходим, вот это был такой момент.

Владимир Кара-Мурза: Сергей Филатов, бывший глава администрации президента Ельцина, считает, что Лесин был на своем месте в администрации президента.
Но как министр это был профессиональный человек. Мне кажется, становление Федерального агентства по печати, оно началось с того периода, когда он его возглавлял

Сергей Филатов: Вообще это высокий профессионал, конечно, прекрасный менеджер. И неслучайно, находясь в президентской команде, он занимался нашим имиджем за рубежом. То есть он эту систему, конечно, знал профессионально. Но были, конечно, и всплески недовольства. Я сам, помню, выступал на Пушкинской на митинге, когда какие-то репрессивные меры были предприняты по отношению к каналу московскому ТВЦ. Но как министр это был профессиональный человек. Мне кажется, становление Федерального агентства по печати, оно началось с того периода, когда он его возглавлял.

Олег Попцов: Понимаете, очень интересная реплика: ну как ты работаешь? Он говорит: "Вот уже 7 лет даю другим зарабатывать и не зарабатываю сам". Это можно понять, потому что в нем бизнесмен был всегда. Но тем не менее, я хочу сказать, он создал, его вхождение началось с создания рекламного агентства "Видео Интернэшнл", тогда мы с ним познакомились. Я как председатель ВГТРК из двух зол выбрал наименьшее, одно агентств возглавлял Лисовский, другое Лесин, я встретился с командой Лесина, там был замечательный, его правой рукой был Юра Заполь. Я смог моментально оценить их профессионализм, сказал, что мы будем работать с этой командой. И сказал, что "Видео Интернэшнл" будет нашим рекламным агентством, которое будет работать с ВГТРК. Было там еще много курьезов, я не буду их рассказывать.

Да, когда я купил вот это 30-этажное здание рядом с Шаболовкой - это центр по наблюдению за космическими полетами, это была коробка не застекленная. Начались 90, все остановилось, это был долгострой такой, я купил ее у Министерства обороны за 16 миллионов рублей. Подсказал этот ресурс Герман Титов. С Германом Титовым мы были знакомы еще по Ленинграду, когда я был секретарем обкома, а он совершил свой полет. И это было прекрасно, все нормально. Я хотел пригласить тогда Лесина на ВГТРК своим замом. Но взбунтовались, я не буду называть кто, другие замы и договорились: либо я либо. Я отступил тогда. Но я был уверен, что если бы я его пригласил, все бы было построено, все бы было запущено, и все бы было сделано. Потому что хватка как менеджера, как продюсера. И кроме того, я хочу сказать, он кончил МИСИ, я отвечаю за свои слова, что Михаил прекрасный строитель, он в этом разбирается блестяще. Студия, которую он создал в агентстве новостей, говорит об этом. Когда он стал этим заниматься, я посмотрел студию, сказал: видна рука профессионала. Блестящая студия, прекрасно оборудованная.

Но у Миши был один изъян: Мише противопоказана политика, он не политик - он бизнесмен. Он к политике подходит как бизнесмен, и поэтому есть такие сложности. Еще одна черта: да, он был ставленником Ельцина, да, он был любим его семьей. И надо отдать должное, что он сохранил верность Борису Николаевичу до последних дней его жизни и семье и поныне. И он никогда от этого не отрекался в отличие от других, которые это делали немедленно, как только это становилось выгодно. И он повел себя достойно, когда была проведена гениальная административная реформа, которая кончилась крахом и провалом, он отказался возглавить агентство. Потому что он прекрасно понимал, что у него есть профессиональное Я. Другие склонились в поясе, сказали: ваше величество, мы принимаем любой пост, который вы нам пожалуете. Он этого не сделал. И этим он был неудобен. Он имел всегда свое мнение. Я хочу сказать, что я очень часто с ним расходился. Я видел ценности этого человека, и поэтому уход его досаден. Но работа советника – это не его работа. Потому что он может сесть однажды, сказать: понимаете, человеку трудно работать, когда он должен работать под началом менее профессионального, более слабого человека. В нем начинает бунтовать его Я. И этот бунт в Лесине был всегда. Когда он видел, что человек, которому подчиняется и делает неправильно, он мог сказать, что делает неправильно, это ошибка. В кремлевских коридорах есть такое мнение. "А я так не считаю".

Владимир Кара-Мурза: Виктор Лошак, главный редактор журнала "Огонек", считает отставку Лесина проявлением борьбы за медиа-рынок.

Виктор Лошак: Безусловно, Михаил Лесин крупнейшая фигура на медиа-рынке, не всегда находившаяся в прожекторе внимания, но многое сумевшая и многое собиравшаяся сделать. Лесин, как министр, очень мощно представлял индустрию. Причина отставки – это в конечном счете борьба за рынок цифрового телевидения. Интересы Лесина, интересы других предпринимателей очень сильно сошлись. И этот разлом, этот коммерческий спор существовал давно, возможно сам факт отставки говорит о том, что принята сторона тех людей, которые противостояли лесинскому плану цифрализации. Но даже уйдя в отставку, я думаю, что Лесин сохранил определенный авторитет и уважение многих людей, с которыми он работал.

Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время