“Кинообозрение” с Андреем Загданским.







Александр Генис: В сегодняшнем выпуске нашего “Кинообозрения” ведущий этой рубрики Андрей Загданский приглашает нас на выставку-инсталляцию ведущего видеоартиста Америки Билла Виолы. Андрей, не в первый раз мы с вами говорим о том странном пересечении видов искусства, которое называется творчеством Билла Виолы - это и кино, и видео, и живопись.

Андрей Загданский: И скульптура.

Александр Генис: Может быть, и танец, и живопись, и медитация. Трудно это определить, но трудно и забыть. Расскажите о новой работе Виолы.

Андрей Загданский: Новая выставка Билла Виолы, которая открылась в галерее на 26-й улице в Челси, называется “Bodies of light”, и по-русски ее можно переводить разными вариантами: “Тела из света”, “Световые тела” или “Светящиеся тела”. На выставке несколько инсталляций, и объединены они одной главной инсталляцией, которая, собственно говоря, в трех или четырех вариантах выставлена в галерее. О работах Виолы интересно говорить, но их очень часто трудно рассказать, трудно дать представление слушателю, что же, собственно говоря, сделал художник, чем это так удивительно и уникально. Но в сегодняшнем случае как раз это можно рассказать, можно описать, как они сконструированы, и от этого, от конструкции, вы почувствуете, что я видел и чувствовал. Представьте себе падающий поток воды, который, как стекло, падает сверху вниз. Вы воды этой практически не видите. А за ней – черный фон, лишь немножко мерцающая поверхность. И точно так же, параллельно, в унисон этому потоку воды, падет свет. И вот где-то в глубине, за этим стеклом из воды, появляется фигура, которая сначала - как размытое пятно, потом она приближается к вам и вы видите, что это человек, который входит в это пространство, пересекает эту границу воды и света, которая падает сверху вниз. Все это снято, конечно, в рапиде, замедленной съемкой. Человек выходит из этой воды, выходит на свет, смотрит в камеру, на вас, разворачивается и уходит. И точно так же, как появился, точно так же исчезает в глубине, в темноте растворяется пятно. Так технически сделаны эти инсталляции, и вы являетесь свидетелем появления человека через воду в это пространство света, жизни, вы видите растерянное лицо новорожденного во взрослом человеке, и потом они движутся назад. Это сделано в нескольких вариантах - мужчины, женщины, обнаженная женщина, обнаженный мужчина, пара. Обнаженный мужчина и женщина вдвоем выходят и совершенно потрясающе смотреть, как она первая входит в воду, он идет за ней, а потом она первая выходит, и они, обнявшись, исчезают в этой воде. Это абсолютно завораживающее зрелище, и я подумал, что я смотрю, не могу оторваться, и думаю о близких, о тех, кого нет уже, может быть, сейчас с нами. И вообще весь склад моего сознания оказался в унисон с этими вещами, и я думаю о жизни и смерти, ни больше, ни меньше.

Александр Генис: Мне кажется, что Виола интереснее всего работает не со светом, не с образами и звуками, хотя у него все инсталляции звучащие, мне кажется, что интереснее всего он работает со временем.

Андрей Загданский: Он делает время из света и звука.

Александр Генис: Как трудно сделать время!

Андрей Загданский: Совершенно верно, он создает время из этих материалов. Это самая главная его задача.

Александр Генис: И поэтому он нас вводит в медитативную паузу, и во время этой паузы происходит что-то, что меняет наш опыт, мы выходим, другими глазами глядя на мир. Именно поэтому мне кажется категорической ошибкой всего творчества Виолы то, что он выставляется в галереях. Я понимаю, что куда ему еще деваться, но музеи и галереи это не то место, где нужны такие работы. Такие работы нужны там, где люди торопятся. Мне кажется, что лучшее для него место - на площади, на главной площади города, на 42-й стрит, где столпотворение людей, где машины гудят, где светофоры, где реклама.


Андрей Загданский: На Красной площади.


Александр Генис: На Красной площади - пожалуйста, тоже было бы неплохо. И вдруг такая работа, которая затормаживает нас, останавливает и заставляет жить в другом времени, во времени художника. Мне кажется, это и есть суть современного искусства - выбить нас из колеи и ввести в другое состояние.


Андрей Загданский: Вы знаете, Саша, в вашем предложении есть что-то очень привлекательное, но, вместе с тем, и пугающее меня. Я думаю, что в работах Виолы есть нечто сакральное, нечто выводящее нас в совершенно другую область нашего бытия, и годятся ли такие вещи для площади - я не знаю. Мы уходим с площади, а вот так выскакивающий на вас Билл Виола с таким могучим, а ведь это действительно могучее эмоциональное потрясение, я не убежден, что площадь это может выдержать. Но, надо попробовать.