“Кинообозрение” с Андреем Загданским.


Александр Генис: В сегодняшнем выпуске “Кинообозрения” мы с его ведущим Андреем Загданским поговорим о том, о чем, кажется, говорит сейчас весь мир – о фильме “Аватар” и перспективах трехмерного кино.

Как вы отнеслись к фильму, Андрей?

Андрей Загданский: Я отнесся к фильму доброжелательно, во мне нет такого снобистского критического подхода к картине, абсолютно нет. Я посмотрел картину с удовольствием и признаюсь в этом, но мне кажется, что технологическая инновация - действительно замечательная, восхитительная - которая стоит за картиной, несколько преувеличена в СМИ. Я бесспорно согласен, что это новая технологическая революция, но масштаб ее еще мы толком не понимаем, и я думаю, что он еще не настолько велик, как этого многим бы хотелось. Что сделал Джеймс Камерон и его партнер по этой системе, которая называется “фьюжн” Винс Пейс - оператор, который вместе с ним работал над разработкой этой системы? Они создали принципиально новую платформу, которая технологически выглядит очень многообещающе, поскольку это не одна камера и не одна система, это некоторая платформа, которая может работать с разными видами кинокамер. Но, моя запятая заключается в следующем: картина была создана специально для того, чтобы подчеркнуть лучшие, наиболее яркие возможности новой трехмерной системы. Какие? Соединение анимационного и реального изображения дает возможность вам соединить два разных мира, и эти два разных мира идеально соединяются в этом псевдо трехмерном пространстве. Я далеко не убежден, что любая другая история будет столь же интересно выглядеть в трехмерном изображении как то, что мы увидели.



Александр Генис: Нужна фантастика, специально подстроенная под эту технику.


Андрей Загданский: Я абсолютно убежден, что одно шло вместе с другим, и история идеально гармонирует с технологическими приемами, которые они применили. Оператор, соавтор процесса, говорит, что ему всегда хотелось показать людям то, что он видит, когда он ныряет с китами - ощущение полета, ощущение движения в воде, потому что вода ближе всего к полету. Там, где не будет на экране этого трехмерного мнимого фантастического, а подводный мир для нас тоже фантастический по-своему, новая, замечательная, блестяще сделанная, потрясающе разработанная игрушка не будет работать. Мне кажется, что существенная часть успеха фильма, а коммерческий успех его гигантский, в том, что им удалось соединить несколько компонентов, очень точно работающих друг с другом. Новая, восхитительная трехмерная игрушка, абсолютно банальная история, которая надергана из разных широко известных, в том числе, американских фильмов.


Александр Генис: Что касается сюжета, он надерган не только из фильмов, а, в первую очередь, из книг. И, как любитель фантастики, я могу вам назвать все, откуда Камерон украл. Например, главную идею - инвалида, который в чужом теле исследует другой мир. Это из рассказа Пола Андерсена “Зовите меня Джо”. То, что Камерон не назвал этот рассказ, возмутило любителей фантастики. Даже название планеты - Пандора - известно по книгам Стругацких, у которых была такая планета. То есть Камерон - большей любитель жанра, и я понимаю, он берет все лучшее и пользуется этим по произволению, как Шекспир.

Андрей Загданский: Есть некоторая разница.


Александр Генис: Но проблема заключается в том, что сюжет действительно чрезвычайно банален, и именно в этом я вижу вызов для нового кино, потому что теперь, когда у нас есть такие возможности, пора взяться за что-нибудь более сложное, например, тех же Стругацких, наконец можно поставить так, как они того заслуживают. Кино, как техническая игрушка, все время служит вызовом, провокатором для нашей мысли.

Андрей Загданский: Вы сказали, что банальность - беда этого фильма. Я бы с вами не согласился. Когда фильм заработал миллиард долларов, назвать банальность бедой нельзя, это его принципиальное рыночное качество. Фильм этот существует в том сумасшедшем успехе, в котором он существует, только благодаря своей банальности. Если бы это был “Солярис”, никто бы никогда не заработал тех денег, которые заработал “Аватар”. Будет ли у этого хода будущее? Я ставлю большой вопросительный знак.

Александр Генис: А я вам задам такой вопрос: уже известно, что снимаются следующие серии “Аватара”. С самого начала Камерон сказал, что если будет коммерческий успех, то это будет трилогия. Вы пойдете на следующий фильм?

Андрей Загданский: Я пойду смотреть следующий фильм Тима Бёртона, который называется “Алиса в Стране чудес”, и который, по всей видимости, сделан в той же самой трехмерной технологии. Тим Бёртон и “Алиса в Стране чудес, мне гораздо интереснее, чем вторая серия “Аватара”.