Неонацисты готовятся к революции

Галина Кожевникова

Информационно-аналитический центр "СОВА", ведущий мониторинг радикально-националистический деятельности, представил доклад "Под знаком политического террора: радикальный национализм в России и противодействие ему в 2009 году". О том, чем 2009 год отличался от 2008-го, – в интервью Радио Свобода рассказала заместитель директора Центра "СОВА" Галина Кожевникова:

- Мы традиционно каждый год презентуем доклад, в котором анализируются главные тенденции развития ультраправого движения и противодействия ему со стороны государства. Нынешний доклад недаром назван "Под знаком политического террора": именно это было главным и наиболее тревожным явлением, которое мы наблюдали на протяжении всего года, начиная от убийства Стаса Маркелова и заканчивая поджогами и взрывами милицейских участков и других государственных учреждений. Это первая тенденция.

Вторая – зафиксированное нами сокращение расистского насилия (причины этого мы анализируем в нашем докладе). Кроме того, мы констатируем существенное улучшение преследования расистского насилия со стороны государства. Это происходит медленно, и количество приговоров, конечно, всё ещё отстает от количества преступлений. Тем не менее мы видим очень четкую позитивную тенденцию: неонацистов ловят, неонацистов осуждают, признают расистский мотив и очень правильно, с точки зрения Уголовного кодекса РФ, квалифицируют такие преступления. Это серьезный прогресс.
В нашем обществе нет иммунитета к ксенофобии, оно само по себе ксенофобно.


- С чем, по-вашему, он связан?

- В первую очередь, с тем, что государство начинает на политическом уровне признавать само наличие проблемы: неонацистский террор был назван в прошлом году второй по значимости угрозой – после северокавказского террора. Во-вторых, естественно, правоохранительные органы накапливают практику. Если долго работать в одном и том же направлении, то, разумеется, будет улучшаться и качество работы, и ее эффективность.

- Какие еще тенденции и проблемы отмечены в докладе?

- Уличные войны между антифашистами и неонацистскими группировками. В частности, мы говорим об убийстве антифашистов Ивана Хуторского и Ильи Джапаридзе в прошлом году. Во-вторых, мы обращаем внимание на непрекращающиеся угрозы в адрес общественных активистов – Константина Баранова в Ростове, Софьи Ивановой в Рязани, Вадима Карастылева в Краснодарском крае….

В докладе также рассказывается о наиболее громких делах. Это и дело группы Жихаревой-Шутко, на счету которой несколько взрывов и несколько убийств (приговор вынесен в прошлом году Мосгорсудом). Это и дело группы "Белые волки" (суд над её членами идет в настоящее время в Мосгорсуде). Это и серия процессов в Нижнем Новгороде, который сейчас занимает третье место по расистскому насилию. Именно по этому городу мы прогнозируем ухудшение ситуации в силу того, что, на наш взгляд, суды Нижегородской области очень лояльно относятся к неонацистам.

- Как вы вообще оцениваете ситуацию с противодействием национализму в России?

- Проблема состоит в том, что существуют разные проявления национализма - и, соответственно, реагировать на них должны разные объекты. Преступление должно наказываться государством. В этой области, как я уже говорила, наблюдаются очень хорошие тенденции, и нам остается только желать, чтобы преследование за подобные преступления было систематическим, чтобы оно не прекращалось. Но есть огромное количество проявлений национализма, которые преступлениями не являются, находятся в рамках закона, но по сути своей – ксенофобные. На такие явления должно реагировать, в первую очередь, общество. Однако в нашем
Ультраправые стали системной угрозой, которая опасна не только для людей с неславянской внешностью или с иной религией, но и для государства в целом
обществе нет иммунитета к ксенофобии, оно само по себе ксенофобно. Наше общество не осуждает подобные проявления ни со стороны ультраправых, ни со стороны представителей государства, в том числе – самих правоохранительных органов. Это отдельная проблема, над которой нужно работать.

- Вы в течение долгого времени проводите подобные исследования. Что можно сказать об эволюции неонацистского движения в России?

- Мы наблюдали проблему неонацистских ультраправых движений почти с самого ее зарождения. И мы видели, как индифферентность общества и отрицание проблемы государством привели к тому, что ультраправые стали системной угрозой, которая опасна не только для людей с неславянской внешностью или с иной религией, но и для государства в целом. Сейчас от убийств "инородцев" и нападений на "инородцев" ультраправые переходят к террору, целью которого декларируется неонацистская революция в стране. И, к сожалению, ситуация настолько запущена, что фактически реакция сейчас идет только на проявления этой болезни, а не на саму болезнь. Мы сейчас снимаем симптомы, а не лечим запущенное заболевание. Мы серьезно опаздываем, не можем предвосхитить новых тенденций развития, а именно это, собственно, и есть реальная борьба с угрозой. Если в ближайшие год-два ничего кардинально не изменится в сфере борьбы с ультраправыми, я боюсь, что прогноз для России будет самым печальным.