Украине придется определяться

Предвыборная кампания 2010 года на Украине продемонстрировала: ожидания избирателей, которые стремились к пониманию того, какого рода изменения в стране могут произойти в случае победы Виктора Януковича или Юлии Тимошенко, не оправдались. Даже в 2004 году, когда было острое противостояние, когда граждане страны готовы были выходить на улицы, чтобы поддерживать своего кандидата на пост президента, каждый из них мог вразумительно сказать, за что выступает Виктор Ющенко, а за что - Виктор Янукович.

Это и сегодня можно определить достаточно просто. Виктор Ющенко говорил о европейской интеграции страны, говорил о необходимости бороться со старой властью и коррупцией, а Виктор Янукович утверждал, что необходимо сохранить стабильность, темпы существовавшего тогда экономического роста, улучшить отношения с Россией, войти в единое экономическое пространство…

Что сейчас можно сказать об избирательных программах Виктора Януковича и Юлии Тимошенко? Вероятно, немного. Конечно, некие предложения звучат, но они столь расплывчаты и столь сложны для понимания даже квалифицированным специалистам, не то что рядовым избирателям, что человеку, который 7 февраля придет на избирательный участок, останется одно – решить, кто ему больше нравится. А может быть, напротив, решить, кто ему больше не нравится, и проголосовать за того кандидата, который не вызывает такого раздражения.
Украинской политической элите придется определяться: либо выстраивать эффективную систему функционирования власти, которая обеспечит выживание государства, либо и дальше жить в хаосе


Вряд ли все это можно назвать логикой политической борьбы. И борьба эта действительно уже не выглядит политической, а выглядит, скорее, стремлением доказать собственное превалирование во власти. Неслучайно именно поэтому последние дни предвыборной кампании были связаны не с выдвижением каких-либо новых громких, интересных инициатив, а со стремлением изменить законодательство так, чтобы избежать возможного срыва выборов, по мнению одних, или обеспечить возможную фальсификацию выборов, по мнению других.

Именно поэтому даже за два дня до проведения голосования украинские политики не могли не то чтобы сказать, кто будет победителем наверняка, а буду ли легитимизированы результаты общенародного волеизъявления, будет ли проигравший соглашаться с тем, что на этих выборах есть победитель. А это станет самым главным испытанием для украинской демократии.

Если президента, как и в 2004 году, не удастся избрать в ходе обычных процедур голосования, если понадобятся долгие переговоры, гражданское противостояние, блокирование власти, то получится, что и эти пять лет были ни к чему. К тому же заметим, что ситуация значительно отличается от той, которая была в 2004 году. Потому что тогда было противостояние между властью и оппозицией, а сейчас, по большому счету, оппозиция старается прийти к власти и не встречает никаких возражений от действующего главы государства. А власть во главе с премьер-министром Юлией Тимошенко может оказаться в ситуации, когда ей нужно будет переходить в оппозицию, не сдавая при этом министерских портфелей. И как в этой ситуации будет функционировать украинская властная вертикаль, не заржавеет ли машина власти от одного прикосновения двух источников воды – холодной (Юлия Тимошенко) и горячей (Виктор Янукович), и как это смешается, и не загрязнит ли механизм, сегодня не может сказать никто.

Ясно самое главное: после выборов 7 февраля украинской политической элите придется определяться: либо выстраивать эффективную систему функционирования власти, которая обеспечит выживание государства, либо и дальше жить в хаосе и невразумительном стремлении сокрушить оппонента с непонятными перспективами и для себя, и для граждан, и для целой страны.