Иранское ядерное оружие неприемлемо

Министры иностранных дел Ирана и России Манучер Моттаки (слева) и Сергей Лавров на конференции в Мюнхене, 6.02.2010

В Мюнхене продолжается очередная 46-я Международная конференция по безопасности. Высокопоставленные политики и эксперты обсуждают на ней глобальные проблемы мира, пытаются найти решения, как предотвратить различные риски, ставящие под угрозу мир на планете.

Несмотря на разнообразие обсуждавшихся на конференции тем, во второй день этого форума доминировала все-таки одна – ядерная программа Ирана. Надежды участников форума на то, что с приездом в Мюнхен министра иностранных дел Ирана Манучера Моттаки в зашедших в тупик дебатах произойдет прорыв, не оправдались. Особенно резко высказался уже под самый конец второго дня конференции американский сенатор Джозеф Либерман. Он частично дал понять, что США уже разработали планы военного удара по Ирану:
Или мы введем жесткие санкции, чтобы доказать, что дипломатия еще применима и функционирует, или же перед нами стоит перспектива военного вмешательства в Иране


- Мы стоим перед выбором: или мы введем жесткие санкции, чтобы доказать, что дипломатия еще применима и функционирует, или же перед нами стоит перспектива военного вмешательства в Иране. И если мировая общественность будет только тратить время на разговоры и не выступит сплоченно против иранского намерения приобрести ядерное оружие, то такая мера станет неизбежной.

Сенатор Либерман обвинил министра иностранных дел Ирана Моттаки в "интеллектуальной непорядочности". В том, что длительные переговоры с Ираном до сих пор не принесли каких-либо ощутимых результатов, по словам сенатора, частично виноваты некоторые европейские страны, проводящие по отношению к Ирану непоследовательную политику. Иран как ядерная держава, считает Либерман, имел бы отрицательное влияние на международные усилия по нераспространению оружия массового поражения. Кроме того, это обстоятельство деструктивно сказалось бы на израильско-палестинских переговорах и перспективах решения конфликта.

По словам немецкого министра иностранных дел Гидо Вестервелле, ФРГ готова сотрудничать с Ираном во многих областях, но не получает ответного жеста на протянутую руку. Причем мирное использование ядерной энергии никоим образом не подвергается сомнению. Однако, подчеркнул немецкий министр, иранское ядерное оружие неприемлемо. В подобном ключе высказался и выступавший после него американский генерал Джеймс Джонс, советник США по вопросам безопасности.

Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен представил свое новое видение будущего этой организации. Он считает, что НАТО нужно преобразовать в "институт глобальной безопасности". Для этого, по его словам, в мышлении некоторых членов НАТО должна произойти своего рода "культурная революция".

Коснувшись Афганистана, Расмуссен заявил, что Россия должна принять активное участие в решении этой проблемы, ибо от Афганистана, как от "государства, теряющего дееспособность", исходит непосредственная угроза всем его соседям. Расмуссен также считает, что отношения НАТО с Россией должны перейти на новый качественный уровень.

В ходе второго дня конференции состоялись демонстрации протеста различных организаций за мир, преимущественного левого толка. Но, как отмечает мюнхенская полиция, демонстранты в целом вели себя мирно. Из-за мелких стычек с полицией временно были задержаны четыре человека. В прошлом году, который тоже был относительно тихим, под стражу было взято 17 человек.