Кризис Америки: угрозы и перспективы.



Александр Генис: Новый бюджет Обамы предусматривает огромный дефицит – более полутора триллионов. Хуже, что ему не видно конца, во всяком случае, до конца десятилетия. Обсуждая эти цифры, “Нью-Йорк-Таймс” задается вопросом, долго ли сохранит свою доминирующую позицию страна, которая всем должна, в первую очередь - своему главному теперь конкуренту Китаю. Разговоры о тотальном кризисе американской мощи – постоянная тема в серьезной прессе. Именно поэтому я попросил Владимира Гандельсмана познакомить наших слушателей со статьей журналиста из “Атлантик Мансли” Шеймуса Мёрфи, который предлагает более оптимистический взгляд. Он уверен, что Америка переживает кризис, но он уверен и в том, что она обязательно оправится и сохранит свое место ведущей державы.
Володя, давайте начнем с дефиниций: как автор определяет кризис и в чем видит его причины?

Владимир Гандельсман: Мёрфи уверен, что государственная система устарела, что она не функциональна. Реконструировать её, не прибегая к изменению Конституции или государственному перевороту, - в этом залог безопасного будущего нации. Он считает, что, несмотря на то, что для многих Америка остается в мире врагом, у нее есть все основания для оздоровления, есть ресурсы: университетская система, разумная политика по отношению к иммигрантам, культура инноваций и многое другое.

Александр Генис: Интересно в этой статье и то, что автор провел три года в Китае, и ему есть с чем сравнивать.

Владимир Гандельсман: И его сравнения – в пользу Америки. Простой взгляд – на природу, на ухоженность земли, на богатство, которое заметно даже и в пору кризиса или рецессии. И это – контраст в сравнении с чахлыми или неухоженными городами Китая, где даже голуби, как он говорит, пугливы.

Александр Генис: А люди?

Владимир Гандельсман: Сравнение опять-таки не в пользу Китая или Индии. Начиная с внешности – кожа, зубы, волосы, - и кончая санитарной системой и системой здравоохранения (хотя, как мы с вами знаем, она и в Америке оставляет желать лучшего). Улицы, машины, деревья, музеи, стадионы, – всё то, что в обычной жизни мы просто не замечаем, если не попадаем в другую страну и не имеем возможности сравнить. И Мёрфи говорит – если это падение Америки, то с такого уровня, которому большинство стран в мире завидуют.

Александр Генис: Короче говоря, идея, что Америка летит в тартарары, ему кажется несерьёзной.

Владимир Гандельсман: Весьма несерьёзной. Он говорит, что сколько помнит себя, столько Америка на краю падения и разорения, начиная с того самого первого советского спутника. Мы помним с вами эти “догоним и перегоним Америку!”. И он помнит. И утверждает: “Мы, американцы, все это проходили и выбирались, и оставались сильнейшей державой”.

Александр Генис: Все это не отменяет тяжелых проблем.

Владимир Гандельсман: Несомненно. Есть проблемы незначительные, есть и значительные. Есть области, в которых Америка отстает, например, мобильная связь. В Китае с этим лучше, где бы ты ни был – на земле или в метро. Или: в США – заполнение каждый раз в госпитале анкеты, тогда как в Китае все и всё на компьютере. Нет такой волокиты. Крупные это проблемы или маленькие? Далее – дороги. Они изношены. Не знаю, я этого не замечал, но американцу виднее.

Александр Генис: Я недавно объездил Францию и был поражен, насколько ее дороги лучше американских. Раньше такого не было.

Владимир Гандельсман: Вот и автор сравнивает Калифорнию своей молодости и сейчас, а главное он сравнивает направление движения дел: к улучшению или к ухудшению. И видит в некоторых аспектах американской жизни ухудшение. Америка, декларирует он, должна непрерывно обновляться. Это касается железных дорог, инфраструктуры городов, особенно городов восточного побережья, финансирования науки. Основа научных фондов была заложена 10-20 лет назад, и именно эти фонды привлекли к себе ведущих ученых, – посмотрите, 4 из 6 “нобелей” – американцы, при этом они родом из других стран. А если уж говорить о Китае, то в списке 100 лучших ученых мира ни одного китайца. То есть китайцы есть, но они все - американцы.

Александр Генис: Экономисты говорят о глубочайшем кризисе финансовой системы.

Владимир Гандельсман: Плохое состояние финансовых рынков США объясняется тем, что американским банкам было позволено работать в условиях тотальной свободы, созданных конгрессменами. Так что ответственность за эти беды несет политическая элита Америки. И это один из главных вопросов, который ставит Шеймус Мёрфи. Он утверждает, что американское общество, американский народ – здоровы. Но государственная система – определенно нет. Огромный потенциал – и плохая реализация. И это, в сравнении с Китаем, не в нашу пользу. Партии, которые тормозят друг друга... Мы видим, как буксует реформа здравоохранения. Устаревшая система, требующая починки. Мёрфи называет это даже трагедией 21-го века, трагедией Америки – живая, самообновляющаяся культура, которая привлекает к себе самых талантливых людей со всего мира, и ржавая государственная система. Он говорит, что слышал за границей все что угодно, кроме: “Я бы хотел, чтобы у нас был Сенат, как у вас”.

Александр Генис: Это говорил еще Джимми Картер в 1976 году - что Америке нужно столь же хорошее государство, сколь хорош ее народ. Но как изменить систему, которая худо-бедно, но работает уже третий век?

Владимир Гандельсман: Вряд ли кто-нибудь знает ответ на этот вопрос. Факт остается фактом: те же две политические партии, то же количество представителей – и это с 1913 года! – те же правила дебатов в Сенате. Когда-то другой президент, Томас Джефферсон, говорил, что небольшие изменения полезны для здоровья. Все так. Но как? КАК осуществлять эти изменения? Этого никто не знает.

Александр Генис: Другая больная тема - военная доктрина США. Проблема Ирака и Афганистана.

Владимир Гандельсман: По специальным вопросам Мёрфи скорее передает мнения разных специалистов, чем свои. Но суть такова: ошибка военных в том, что тактика взяла верх над стратегией. Что это значит? Это значит, что Америка старается делать наилучшим образом то, чего, возможно, не следовало делать вообще. И эта ошибка перекидывается из военной сферы в политическую и экономическую. Отсюда и финансовый дефицит. Нефть – опять проблема. Так бывает, когда тактика пожирает стратегию. Мёрфи приводит разные идеи, статья огромная, и я не могу пересказать всё, что там содержится. Но все недемократические принципы отвергаются, все пути, которые могут вести к успеху через тиранию или хотя бы намек на неё, – невозможны. Надо менять государственную систему, медленно, но верно.

Александр Генис: На чем же держится оптимизм журналиста и его уверенность в преимуществах Америки?

Владимир Гандельсман: Очень просто. На том, что все те волнения, которые американцы испытывают по поводу будущего страны, были всегда, во все самые тяжелые годы и кризисы, и именно это залог того, что Америка их преодолеет, как преодолевала всегда. Залог тому – демократия и открытое общество – ценность, которой в такой высокой степени не обладает ни одна страна мира.