"Стратегия-31": испытание трауром

Людмила Алексеева и Эдуард Лимонов продолжат вместе отстаивать право граждан на мирные собрания. Но не 31 марта 2010 года.

Организаторы движения "Стратегия-31" в поддержку 31-й статьи Конституции РФ, гарантирующей право на мирные митинги и собрания, намерены прийти в среду на Триумфальную площадь в Москве. Но некоторые правозащитники и представители оппозиции, поддерживающие "Стратегию-31", заявили, что отказываются от участия в политическом мероприятии в дни траура по жертвам терактов в московском метро.

Власти Москвы традиционно отказались согласовать с организаторами движения "Стратегия-31" время и место проведения митинга. Правда, на этот раз наметился некоторый прогресс: взамен Триумфальной площади митингующим предложили выйти на Пушкинскую. Однако организаторам важно прийти именно на Триумфальную площадь, объясняет председатель исполкома коалиции "Другая Россия" Эдуард Лимонов.

– Уже создана традиция собраний на Триумфальной. Так или иначе, мы просим мэрию относиться к этой традиции с таким же уважением, как, например, к традиции демонстраций 1 мая у коммунистов. Вряд ли кому придет в голову препятствовать проведению их первомайских демонстраций. Мы создали новую традицию – и требуем к себе уважения. Уважение ничего не стоит. Не мы источник напряжения, которое создалось сейчас по поводу Триумфальной площади. Источник этого – панический страх и федерального правительства, и городской власти. Они не боятся коммунистов, они знают, что будут делать коммунисты, как они будут поступать. Нас они боятся и поэтому понимают: нельзя уступить эту пядь земли, – говорит Эдуард Лимонов.

Таких проблем не возникает, например, у прокремлевских молодежных движений. Их намерение провести 31 марта на Триумфальной площади свои акции московские власти одобрили.

В связи с этим организаторы "Стратегии-31" заявили: "Мы НЕ будем проводить митинг на Триумфальной площади, НО придем туда в 6 часов вечера 31 марта со значками "31" на груди". Они предложили "не использовать никаких плакатов и не допускать никаких выкриков, что может послужить оправданием насильственных действий против пришедших на площадь".

Опасение провокаций вряд ли беспочвенно. Во всяком случае, в блоге председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой к записи об акциях "Стратегии-31" можно было видеть комментарии вроде такого: "31 марта 2010 года в рамках подготовки к разгону садомистских шабашей состоится пробный разгон шайки правозащитников и несогласных. В разгоне будет участвовать группа поддержки Московского ОМОНа из числа молодежных организаций города Москвы и Подмосковья". В "Стратегии-31", в свою очередь, намерены действовать максимально корректно:

– Мы будем выходить мирно на Триумфальную площадь, но мы ожидаем, что со стороны властей возможна какая-то провокация, может что-то произойти. С нашей стороны провокаций не будет, это мы вам гарантируем, – говорит член исполкома "Левого фронта" Константин Косякин.

Впрочем, после вчерашних терактов в московском метро некоторые постоянные участники акций "Стратегии-31" заявили о намерении отказаться от похода на Триумфальную площадь.

Говорит председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева:

– То, что случилось в понедельник утром, вызвало у меня большие сомнения, поскольку мы все знаем, что траур длится девять дней, даже для неблизких людей. Можно ли в такое время выходить с любыми требованиями, в том числе по поводу 31-й статьи Конституции? И я поняла, что мне стыдно не выйти 31-го на площадь: я нарушаю традицию. Но мне стыдно и выйти, потому что траур. Тем более, я себе представила: мы приходим на площадь, мы стоим молча, как и договорились, а они (представители прокремлевских молодежных движений. – РС) там, на трибуне, один за другим говорят такие вещи, которые не может нормальный человек слышать без возмущения. И что? Стоять, молчать, смотреть – вроде бы мы участвуем в этом митинге и со всем согласны? Или, наоборот, начать кричать – и тогда скажут: вы сорвали траурный митинг, какие же вы циники, какие же вы негодяи. Я решила так: раз траур, то в шесть часов на Триумфальную площадь я все-таки не пойду, а пойду вместо этого в восемь часов к метро "Парк культуры", чтобы положить цветы и постоять с зажженной свечой…

В этом намерении Людмилу Алексееву поддержали активисты "Солидарности". Так, Борис Немцов, Владимир Милов, Илья Яшин собираются прийти к "Парку культуры", а не к памятнику Маяковскому.

Один из идейных вдохновителей "Стратегии-31" Эдуард Лимонов, тем не менее, подтвердил намерение выйти на Триумфальную площадь 31 марта, как и было запланировано раньше:

– У меня другой взгляд на происходящее, чем у Людмилы Михайловны. Я тут спорить с ней не буду. Мы не бросим, Людмила Михайловна, в вас камень. Но, к сожалению, я не имею права индивидуального выбора. На нас смотрят люди, и от нашего поведения зависит, придут они или нет, верят ли они в будущее России или не верят. Индивидуальные эмоции не для меня, – заявил Эдуард Лимонов.

В результате участники "Стратегии-31" разделились на два лагеря: тех, кто поддерживает Лимонова, намеревающегося выйти 31 марта на Триумфальную площадь, и тех, кому близка позиция Алексеевой, предложившей изменить традиции по случаю траура. Впрочем, и Алексеева, и Лимонов заверили, что в дальнейшем они, как и прежде, будут вместе выступать в поддержку 31-й статьи Конституции России.

– Создалась традиция и распространяется. Это же очевидно, что традиция распространяется. Идея оказалась правильной, понятной людям, люди ее поддерживают. С каждым разом, с каждым месяцем на Триумфальной площади людей все больше. Поэтому действительно я очень мучилась, прежде чем решилась традицию нарушить, – сказала Людмила Алексеева.

Ожидается, что акции "Стратегии-31" в поддержку свободы собраний, помимо Москвы и Петербурга, пройдут в среду еще в 35 российских городах. Организаторами этих акций выступают представители самых разных политических и общественных движений. Один из организаторов – секретарь Омской гражданской коалиции Виктор Корб.

– "Соблюдайте Конституцию" – этот посыл из прошлого, еще из советского времени, сейчас стал актуальным. И понимание этого приходит. Общий потенциал несогласия с жизнью в лживом, имитирующем демократию государстве имеет очень массовый характер. К сожалению, нам не хватает плотности гражданского общества. В этом смысле "Стратегия-31", по-моему, как раз создает возможность объединения на базе общей идеи. На 31 марта мы тоже подали уведомление, подписанное представителями объединенных уже групп. И общий настрой – выйти на площадь в любом случае. Вот мы уведомили, у нас есть гарантированное Конституцией право – и мы выйдем обязательно, – обещает Виктор Корб.

Общественное движение "Стратегия-31" предполагает серию гражданских акций в защиту свободы собраний в России. Несмотря на запреты властей, с 31 июля 2009 года такие акции регулярно проводятся на Триумфальной площади в Москве 31-го числа каждого месяца, в котором такое число есть.


Журналист Борис Вишневский в разделе "Спорная территория": "Митинги - это не цель, а средство. И вряд ли следует это средство превращать в цель…"