Польша оплакивает погибших и готовится к выборам

Варшава, у президентского дворца. 11 апреля 2010 года.

В Польше - траур по погибшим при крушении президентского самолета под Смоленском. Бронислав Комаровский, спикер польского Сейма, который выполняет обязанности президента страны, призвал сограждан к единству.

Траур в Польше будет продолжаться целую неделю. Так решил 10 апреля Бронислав Комаровский, спикер польского Сейма, который, согласно конституции, выполняет теперь обязанности президента. 11 апреля ровно в полдень по местному времени вся страна замолчала на две минуты. Сам Комаровский 10 апреля около 22.30 по московскому времени выступил с коротким обращением к народу, в котором призвал поляков перед лицом страшной трагедии объединиться, отбросив в сторону мелкие политические споры и разногласия.

Стоит отметить, что на борту самолета были, по крайней мере, два кандидата на пост президента в ближайших выборах – сам Лех Качиньский, который, как считалось, мог стать главным конкурентом для кандидата от правящей сейчас в Польше партии "Гражданская платформа", а также Ежи Шмайдзинский, вице-спикер Сейма, бывший министр обороны и кандидат на пост президента от левых сил.

Лех Качиньский, который находился на посту президента пятый год, так и не успел заявить о своем намерении баллотироваться на второй срок. Он собирался сделать это в мае.

Среди погибших также Ришард Качоровский, узник советских лагерей, затем солдат Второй мировой войны в Армии генерала Сикорского, деятель польской диаспоры и последний президент Польши в изгнании, человек, которого знает, пожалуй, каждый поляк. Это он в 1990 году, после избрания первого демократического президента в послевоенной истории Польши Леха Валенсы передавал ему символы президентской власти, вывезенные из страны в начале Второй мировой войны. Качоровский, несмотря на свой преклонный возраст, продолжал активно лоббировать интересы Польши во всем мире, его заслуги были отмечены британской королевой.
Все политики взаимно призывают друг друга не использовать создавшуюся ситуацию в политических целях


Среди политиков более молодого поколения, погибших в катастрофе, Йоланта Шиманек Дереш и Изабелла Яруга Новацка – две женщины, которых называли жемчужинами левой части польской политической сцены. Шиманек Дереш – депутат Сейма, в прошлом долгие годы была руководителем канцелярии президента Александра Квасьневского. А Яруга Новацка – также депутат, в прошлом министр, стала известна благодаря своей бескомпромиссной борьбе за равноправие женщин и мужчин в Польше.

Погибло также практически все командование вооруженных сил страны: начальник Генерального штаба, генерал Франтишек Гангур, а также командующие сухопутными войсками и военно-морским флотом Польши, всего 6 генералов.

Трагически оборвалась жизнь Януша Куртыки, историка и руководителя Института национальной памяти Польши - государственной организации, которая исследует, прежде всего, преступления коммунистического режима во времена Польской народной республики. Куртыка был ярым сторонником полного открытия архивов коммунистических спецслужб, за что многие в Польше его не любили.

Погиб и председатель Национального банка страны, выдающийся экономист Славомир Скршипек. Во многом благодаря его твердой позиции Польша стала единственной страной в Европе, в которой мировой экономический кризис не привел к рецессии в экономике.

В самолете вместе с президентом Качиньским погибла элита польского народа. И эта рана, как сказал вчера бывший президент Польши Александр Квасьневский, еще долгое время не заживет.

Сейчас все политики взаимно призывают друг друга не использовать создавшуюся ситуацию в политических целях. Видимо, некоторое время так и будет, по крайней мере, до окончания траура. Однако нельзя не понимать, что политическая ситуация в стране изменилась кардинально. В этом году должны были состояться выборы, и когда не стало Леха Качиньского, либеральная партия "Гражданская платформа", которая имеет большинство в парламенте и сформировала правительство, практически обеспечит ее кандидату Брониславу Комаровскому, который сейчас выполняет обязанности президента страны, победу – у него не будет достойного соперника. И, скорее всего, случится так, что в результате президентских выборов впервые в послевоенной истории одна партия в Польше будет иметь и правительство, и большинство в парламенте, и президента.