Как спрятать атом от террора

Барак Обама последовательно держит курс на ядерную безопасность в мире.

12 апреля в Вашингтоне событие, сравнимое по уровню представительства лишь с событием шестидесятипятилетней давности: учредительной конференцией Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско. По приглашению президента Обамы в Вашингтон съезжаются главы тридцати семи государств, а также ведущие члены кабинетов министров десяти стран для участия в саммите по проблемам ядерной безопасности.

Рабочий день участников начнется деловым ужином в понедельник и возобновится во вторник пленарными заседаниями глав государств под председательством президента Обамы. По словам Гэри Сэймора, специального помощника президента Обамы, ответственного за проблемы нераспространения ядерных материалов, сорок семь президентов, премьеров, королей и министров попытаются разрешить одну конкретную проблему:

– Саммит по проблемам ядерной безопасности посвящен одному вопросу: как обеспечить неприкосновенность ядерных материалов и предотвратить их контрабанду, с тем чтобы сократить вероятность их попадания в руки террористов или преступных групп. Мы будем говорить о двух видах ядерных материалов: очищенном плутонии и обогащенном уране. Если мы сможем надежно держать под замком эти ингредиенты, отрезать к ним доступ различных индивидуальных игроков, то проблема ядерного терроризма по большому счету будет разрешена.

Белый дом надеется, что эта задача не просто выполнима, а выполнима в ближайшие четыре года, о чем, как предполагают, будет заявлено в заключительном коммюнике саммита. Некоторые страны воспользуются возможностью вашингтонской встречи, чтобы публично отчитаться о своих индивидуальных достижениях в области предотвращения распространения ядерных материалов. Наверняка в центре всеобщего внимания в понедельник станет еще одна громкая американо-российская инициатива. Страны подпишут соглашение о переработке высокообогащенного урана, использовавшегося в снятых с вооружения боеговоловках. Оба государства нейтрализуют по тридцать четыре тонны урана; работа над соглашением заняла больше десяти лет.

Самая масштабная за десятилетия встреча мировых лидеров предоставит множество возможностей для двусторонних встреч. По предварительным планам, у Барака Обамы должны состоятся переговорами с лидерами более десятка стран, среди них президенты Казахстана, Армении и Китая.

Члены совещания не планируют обсуждение самой, что называется, горячей проблемы момента – иранской ядерной программы. Но тень Ирана и Северной Кореи, не приглашенных на саммит, будет маячить в кулурах вашингтонского саммита, тем более что ситуация вокруг Ирана будет обсуждаться на встречах в рамках МАГАТЭ и Совета Безопасности ООН.

О значении этого саммита в интервью РС рассказал сотрудник вашингтонского фонда "Плаушеарс" Роберт Леонард:

– Я думаю, на саммите будет преодолена некая инертность в вопросе о предотвращении ядерного терроризма. Надеюсь, государства-участники саммита примут на себя особые обязательства по охране ядерных материалов и снижению опасности ядерного терроризма. Пример сейчас показала республика Чили, передавшая Соединённым Штатам высокообогащённый уран с ядерных реакторов на атомной электростанции под Сант-Яго. Малайзия объявила об усилении контроля за экспортом ядерных материалов. И все это – еще до начала саммита. Мы надеемся, участники саммита объявят о конкретных мерах по предотвращению ядерного терроризма.

– Подобные попытки делались и ранее. Где уверенность, что на этот раз удастся добиться реальных результатов?

– Этот саммит исторический, не имеющий аналогов, потому что он собрал небывалое количество глав государств. Об эффективности совещания можно будет судить по его результатам, но тот факт, что многие из высоких представителей 47 государств привозят с собой обязательства, которые их страны берут на себя, это уже прогресс.

– Каковы конкретные рекомендации, касающиеся обогащённого урана и плутония?

– Это один из вопросов, подлежащих обсуждению как на саммите, так и после него. Единого мнения на этот счет пока нет. На мой взгляд, участники саммита должны договориться о хранилищах урана и плутония с тем, чтобы в дальнейшем либо уничтожить ядерные материалы, либо переработать их для мирного использования. К этому надо сделать определенные шаги как можно скорее, не дожидаясь всеобщего согласия о том, полностью уничтожить все эти материалы или нет.