Цикл репортажей РС, посвященных общей теме окончания Второй мировой войны в Европе, продолжает рассказ о кинематографе военных лет во Франции.
В военное время и в период немецкой оккупации производство кино во Франции не останавливалось ни на один день. "Дети райка" и "Вечерние посетители" Марселя Карне, "Вечное возвращение" Жана Деланнуа – это названия лишь нескольких известнейших кинофильмов, снятых при режиме Виши или в оккупированной немцами Франции с 1940 по 1944 годы.
Во время Второй мировой войны многие французские актеры и режиссеры, такие как Жан Габен, Жан Ренуар, Жюльен Дювивье, предпочли покинуть Францию и обосновались в США. Но большая часть осталась на побежденной родине. За четыре года немецкой оккупации во Франции вышло 220 полнометражных художественных фильмов. Из них 30 выпустила немецкая продюсерская компания "Континенталь", располагавшаяся в самом центре Парижа, на Елисейских полях.
Кто они, французы, снимавшие в те годы кино – коллаборационисты или герои? На этот вопрос до сих пор ответить сложно, считает Жан-Пьер Бертран-Магит – профессор истории кино в университете Сорбонна, автор книг "Французское кино в эпоху Виши", "Французское кино в период оккупации", "Документалисты темных лет" и других:
– Прежде всего, нужно вспомнить 1945 год и освобождение Франции. В тот момент кинокритики и сами деятели кино воздают должное французскому кинематографу во время оккупации. Все они подчеркивают, что людям, работавшим в эти годы, удалось избежать вербовки и со стороны режима Виши, и со стороны немцев. С другой стороны, идея коммунистов и людей из "Комитета освобождения французского кино" заключалась в том, чтобы поставить новое руководство, которое перечеркнуло бы то, что происходило при режиме Виши, и предложить новый кинематограф в рамках общей социальной революции. Ведь основной идеей коммунистов было использовать момент освобождения Франции для того, чтобы начать социалистическую революцию.
Все деятели кино, работавшие во времена оккупации, полагают, что они не грешили против своей совести и что им удалось избежать пропагандистских ловушек. Ни режим Виши, ни немцы не просили их снимать художественные фильмы с пропагандистскими целями, как это происходило в самой Германии, в Италии и в других странах.
– О чем были эти фильмы?
– Можно сказать, что была негласная договоренность: не снимать кино о современности. Снимались бесконфликтные фильмы, предназначенные для широких слоев населения – комедии, историческое кино. Фильмы, вдохновленные довоенным американским кинематографом: мюзиклы, детективы, фильмы категории Б. Из 220 кинокартин, вышедших на экраны в годы оккупации, только десять прямо или косвенно затрагивали современную эпоху. В этих фильмах показана консервативная Франция, которая уже появлялась в кино 30-х. Работа, семья, родина, культура, упоминание славного прошлого Франции... В 30-х годах все эти темы уже существовали, просто в то время они были не так заметны среди тысячи других фильмов. А в годы оккупации эти темы становятся единственно возможными. Героями этих фильмов были представители буржуазии. Они присутствуют во всех фильмах - и провинциальная буржуазия, и столичная. Буржуа являются иногда предметом социальной критики, как, например, в фильме "Неизвестные в доме" Анри Декуа, но, тем не менее, они остаются гарантами порядка и общественных устоев. Критикуют злоупотребление алкоголем, разводы, критикуют все те аспекты, которые, как считается, привели к моральной деградации, которая, в свою очередь, стала причиной нашего поражения в войне.
– Существует миф так называемого "золотого века французского кино в период оккупации". Как вы его объясняете?
– Одна из причин появления этого мифа – практически полное отсутствие конкуренции со стороны американского кинематографа. Он был тогда запрещен! Поэтому показывали только французские картины, а до войны все было совсем не так.
Что касается работавших в киноиндустрии людей, они занимали второстепенные должности в течение многих лет, а потом вдруг оказались на главных ролях. Это произошло потому, что многие эмигрировали, евреям запрещали работать в киноиндустрии в течение четырех лет. Таким образом, те, кто не был ни евреями, ни эмигрантами, очень быстро поднялись по социальной лестнице. Именно поэтому в те годы режиссер Клод Отан-Лара, который, кстати говоря, был расистом, антисемитом и написал еще в 30-х годах ряд довольно агрессивных статей, и произнес как-то эту знаменитую фразу: "Наконец-то французы работают для французов!"
– Как вы можете объяснить то, что ни режим Виши, ни немцы не принуждали французских кинематографистов работать на немецкую пропаганду?
– Дело в том, что с приходом к власти в Германии Гитлера в 1933 году все видные немецкие кинематографисты, которые в большинстве своем были евреями, покинули родину. Остались только люди, не блиставшие талантами, и поэтому немецкий кинематограф пользовался очень плохой репутацией до начала войны. Это было примитивное пропагандистское кино. Вот именно поэтому немцы и были заинтересованы в том, чтобы хотя бы французское кино оставалось качественным.
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы" - дневной выпуск)
В военное время и в период немецкой оккупации производство кино во Франции не останавливалось ни на один день. "Дети райка" и "Вечерние посетители" Марселя Карне, "Вечное возвращение" Жана Деланнуа – это названия лишь нескольких известнейших кинофильмов, снятых при режиме Виши или в оккупированной немцами Франции с 1940 по 1944 годы.
Во время Второй мировой войны многие французские актеры и режиссеры, такие как Жан Габен, Жан Ренуар, Жюльен Дювивье, предпочли покинуть Францию и обосновались в США. Но большая часть осталась на побежденной родине. За четыре года немецкой оккупации во Франции вышло 220 полнометражных художественных фильмов. Из них 30 выпустила немецкая продюсерская компания "Континенталь", располагавшаяся в самом центре Парижа, на Елисейских полях.
Кто они, французы, снимавшие в те годы кино – коллаборационисты или герои? На этот вопрос до сих пор ответить сложно, считает Жан-Пьер Бертран-Магит – профессор истории кино в университете Сорбонна, автор книг "Французское кино в эпоху Виши", "Французское кино в период оккупации", "Документалисты темных лет" и других:
– Прежде всего, нужно вспомнить 1945 год и освобождение Франции. В тот момент кинокритики и сами деятели кино воздают должное французскому кинематографу во время оккупации. Все они подчеркивают, что людям, работавшим в эти годы, удалось избежать вербовки и со стороны режима Виши, и со стороны немцев. С другой стороны, идея коммунистов и людей из "Комитета освобождения французского кино" заключалась в том, чтобы поставить новое руководство, которое перечеркнуло бы то, что происходило при режиме Виши, и предложить новый кинематограф в рамках общей социальной революции. Ведь основной идеей коммунистов было использовать момент освобождения Франции для того, чтобы начать социалистическую революцию.
Все деятели кино, работавшие во времена оккупации, полагают, что они не грешили против своей совести и что им удалось избежать пропагандистских ловушек. Ни режим Виши, ни немцы не просили их снимать художественные фильмы с пропагандистскими целями, как это происходило в самой Германии, в Италии и в других странах.
– О чем были эти фильмы?
– Можно сказать, что была негласная договоренность: не снимать кино о современности. Снимались бесконфликтные фильмы, предназначенные для широких слоев населения – комедии, историческое кино. Фильмы, вдохновленные довоенным американским кинематографом: мюзиклы, детективы, фильмы категории Б. Из 220 кинокартин, вышедших на экраны в годы оккупации, только десять прямо или косвенно затрагивали современную эпоху. В этих фильмах показана консервативная Франция, которая уже появлялась в кино 30-х. Работа, семья, родина, культура, упоминание славного прошлого Франции... В 30-х годах все эти темы уже существовали, просто в то время они были не так заметны среди тысячи других фильмов. А в годы оккупации эти темы становятся единственно возможными. Героями этих фильмов были представители буржуазии. Они присутствуют во всех фильмах - и провинциальная буржуазия, и столичная. Буржуа являются иногда предметом социальной критики, как, например, в фильме "Неизвестные в доме" Анри Декуа, но, тем не менее, они остаются гарантами порядка и общественных устоев. Критикуют злоупотребление алкоголем, разводы, критикуют все те аспекты, которые, как считается, привели к моральной деградации, которая, в свою очередь, стала причиной нашего поражения в войне.
– Существует миф так называемого "золотого века французского кино в период оккупации". Как вы его объясняете?
– Одна из причин появления этого мифа – практически полное отсутствие конкуренции со стороны американского кинематографа. Он был тогда запрещен! Поэтому показывали только французские картины, а до войны все было совсем не так.
Что касается работавших в киноиндустрии людей, они занимали второстепенные должности в течение многих лет, а потом вдруг оказались на главных ролях. Это произошло потому, что многие эмигрировали, евреям запрещали работать в киноиндустрии в течение четырех лет. Таким образом, те, кто не был ни евреями, ни эмигрантами, очень быстро поднялись по социальной лестнице. Именно поэтому в те годы режиссер Клод Отан-Лара, который, кстати говоря, был расистом, антисемитом и написал еще в 30-х годах ряд довольно агрессивных статей, и произнес как-то эту знаменитую фразу: "Наконец-то французы работают для французов!"
– Как вы можете объяснить то, что ни режим Виши, ни немцы не принуждали французских кинематографистов работать на немецкую пропаганду?
– Дело в том, что с приходом к власти в Германии Гитлера в 1933 году все видные немецкие кинематографисты, которые в большинстве своем были евреями, покинули родину. Остались только люди, не блиставшие талантами, и поэтому немецкий кинематограф пользовался очень плохой репутацией до начала войны. Это было примитивное пропагандистское кино. Вот именно поэтому немцы и были заинтересованы в том, чтобы хотя бы французское кино оставалось качественным.
(Сюжет из рубрики "Истории Запада и Востока" программы "Время свободы" - дневной выпуск)