“Книжное обозрение” Марины Ефимовой. Подводная война с Америкой.


Александр Генис: Сегодня в Америке День Поминовения. Страна вспоминает павших в боях солдат всех войн, которые она вела. К этому празднику обычно выходят новые фильмы, телепередачи, театральные постановки и, конечно, книги на батальную тему.
Об одной из таких книг, посвященных подводной войне против Америки, рассказывает ведущая нашего “Книжного обозрения” Марина Ефимова.

Richard Snow. “A Measureless Peril. America in the Fight for the Atlantic, the Longest Battle of WWII”
Ричард Сноу. “Бессчетные опасности. Америка в войне за Атлантику”.

Марина Ефимова: В автобиографическом фильме Вуди Аллена “Дни радио” маленький Вуди, который живет в Бруклине в годы Второй мировой войны, бродит в одиночестве по берегу в мечтах о военных подвигах и видит, как вдали всплывает подводная лодка с черным крестом на надстройке, проходит медленно вдоль приморского квартала и снова погружается в воду. Открыв рот, мальчик с восторгом и ужасом смотрит на это фантастическое зрелище. “Я никому об этом не рассказал, - говорит голос взрослого Аллена за кадром, - я знал наверняка, что мне никто не поверит”.
Но видение Вуди не было игрой воображения. В первые месяцы 42-го, после того, как Гитлер объявил войну Америке, немецкие подлодки свободно гуляли в Атлантике вдоль берегов Франции и вдоль Восточного побережья Соединенных Штатов. 14 января 42-го года подлодка Ю-123 под командой капитана Рейнхарда Хардегена вошла в Нью-Йоркскую гавань.

Диктор: “Хардеген привел свою лодку в гавань, пользуясь путеводителем Нью-Йоркской Всемирной выставки 1939 года. Он увидел сияющие огни небоскребов Манхэттена и узнал по фотографии из путеводителя огромное обзорное колесо на Кони Айланде. “У меня не хватает слов, чтобы выразить свое впечатление, - записал в дневнике штурман немецкой подлодки. - Казалось, американцы вообще не знают, что идет война. Ночной Нью-Йорк выглядел спокойным, неправдоподобно красивым и величественным”.

Марина Ефимова: Капитаны немецких подлодок не ограничивались экскурсиями. В конце 41-го – начале 42-го года немцы называли полосу океана вдоль Восточного побережья “американским тиром”. Пользуясь освещением прибрежных городов, они выпускали торпеды по хорошо заметным силуэтам торговых судов и танкеров, идущих вдоль берега. Подлодки рыскали по Атлантике группами, которые в Америке получили название “волчья стая”, и атаковали суда, везущие из Америки в Англию продовольствие, сырьё и оружие. За первые годы войны там были потоплены сотни грузовых судов, и погибло 80 000 человек. Черчилль писал о ранних атаках подлодок: “Это был единственный момент войны, когда я, действительно, испугался”.

Диктор: “Американцы оказались абсолютно не подготовлены к войне в Атлантике. В первые месяцы с немецкими подводными лодками пытались бороться с помощью так называемого “хулиганского флота”. Частные и рыбачьи катера и старые торговые суда создали пикеты у Восточного побережья Америки. Там были и прогулочные яхты с названиями типа “Морской цыган” и “Примула”, идущие в неравный бой под командой гарвардских профессоров. Когда из шестисот добровольцев, составлявших команды “хулиганского флота”, четверть погибла, флот распустили. Немцы не потеряли ни одной подлодки”.

Марина Ефимова: Подводная война была жестокой. Немецкий адмирал Дёниц запретил своим подводникам помогать морякам с тонущих судов, хотя с 1939-го по 41-й год это были суда торгового флота, которые везли только продовольствие и сырье. Поначалу немцы бросали в спасательные лодки сигареты, галеты, фляжки со шнапсом и пускали сигнальные ракеты, вызывая помощь для спасавшихся вплавь. Но вышел приказ: “Никому не помогать, пленных не брать”. “Позже, - пишет Сноу, - когда американцы вступили в войну, и они иногда отвечали жестокостью на жестокость. Эсминец USS Roper, первым потопивший немецкую подлодку, всплывшую на поверхность, ответил огнём на доносившиеся из воды умоляющие крики “Bitte!”.
Начиная с середины 41-го года, когда союзникам удалось расшифровать нацистский секретный код, для немецких подводных лодок началась настоящая война: их стало легче засекать. С американских верфей пришли небольшие, но мощные, хорошо вооруженные эсминцы с усовершенствованными радарами.

Диктор: Охотой на “волчьи стаи” немецких подводных лодок командовал американский адмирал Эрнест Кинг, известный своим хитроумием и прогрессивными взглядами. Дочь Кинга говорила о нем: “У отца - самый ровный характер на всем флоте: он постоянно находится в состоянии ярости”. Еще недавно немецкие подлодки бесчинствовали в Атлантике, особенно в Бискайском заливе, где у них были базы на берегах оккупированной Франции. Теперь их начали бомбить и торпедировать. Бискайский залив, ставший смертельно опасным, немцы прозвали “Долиной смерти”. К концу войны в живых осталась только четверть всего состава немецкого подводного флота.

Марина Ефимова: В отличие от войны в Тихом океане, полной больших морских сражений, легендарных моментов, трагедий, подвигов и славы, война в Атлантике была монотонной. Конвои сопровождали караваны Ленд-Лиза до места под кодированным названием “momp” – “midocean meeting place” – то есть, “место встречи посреди океана”. В этом (каждый раз новом) месте американский конвой предавал грузовые суда с рук на руки британскому флоту, и тот доводил их до Англии - если удавалось улизнуть или отбиться от атак “волчьей стаи” немецких подлодок.
Люди моего поколения помнят, наверное, увлекательный и трогательный английский фильм 58-го года “Ключ” с Уильямом Холденом и Софи Лорен – история американского капитана одного из буксирных катеров, которые встречали в открытом море у берегов Англии суда, идущие из Америки. Из-за атак немецких подлодок капитаны этих катеров погибали так часто, что ключ от квартиры прекрасной вдовы, которая сдавала морякам комнату, постоянно переходил из рук в руки.
В 1987 году был снят совершенно другой фильм – немецкий “Das Boot” – “Лодка” - подводная эпопея Второй мировой войны глазами немецких подводников. Удивительная деталь описана Ричардам Сноу: чтобы снять этот фильм, немецким кинематографистам не надо было создавать никаких наземных декораций, они просто приехали во французский порт Ла Палле, где во время войны базировалась немецкая подводная флотилия:

Диктор: “Там до сих пор сохранились немецкие береговые сооружения, и тусклые готические надписи все еще беззвучно выкрикивают предостережения и запрещения с нетронутых временем стен бетонных бункеров. Эти стены и крыши были больше метра толщиной. Англичане пытались их разрушить и сбросили туда около шести тонн бомб, но разбомбили только сам городок. В нем уцелели всего три дома, один из них был резиденцией немецкого адмирала”.

Марина Ефимова: Несмотря на “монотонность” военных миссий американцев в Атлантическом океане, книга Сноу “Бессчетные опасности” читается как роман - волнующая и ностальгическая история американских моряков в самой затяжной битве Второй мировой войны – “Battle of the Atlantic”.