Политолог Евгений Минченко – о российско-белорусских отношениях

У президента России Дмитрия Медведева появилось много поводов для обиды на президента Белоруссии Александра Лукашенко. И наоборот.

В Минске ожидают российскую делегацию для урегулирования проблем, связанных с оплатой за транзит газа. Однако, вне зависимости от результатов совместной работы, взаимоотношения Белоруссии и России в экономической и политической сферах все больше напоминают фарс.

Сложившуюся ситуацию в белорусско-российских отношениях прокомментировал в эфире Радио Свобода директор российского Международного института политической экспертизы Евгений Минченко:

– Происходит переформатирование отношений России и Белоруссии. К сожалению, политической интеграции не получается. Союзное государство - при том, что там есть ряд очень интересных программ - союзом не стало. Мы как-то разговаривали с госсекретарем Союзного государства Павлом Бородиным. Он мне рассказал, что многое не дорабатывалось на правительственном уровне. Я предложил: "Так вы скажите Путину, вы же его начальник". Пал Палыч аж в лице изменился: "Какой я ему начальник?". Я отвечаю: "Вы же руководитель Союзного государства России и Белоруссии. Так дайте указание как руководитель вашему подчиненному – премьер-министру одного из государств".

Не случилось у нас полноценного союзного государства России и Белоруссии, к сожалению. С экономической интеграцией у нас тоже возникают проблемы, хотя я бы не стал мазать Лукашенко одним цветом. Я считаю, что Белоруссия в области сельского хозяйства сделала много достойного всяческого уважения; но очевидно, что в значительной степени белорусское экономическое чудо основывалось на льготных тарифах на российский газ и на перепродаже нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, полученной на льготных условиях. Сейчас очевидно, что Россия намерена с этим покончить.

Есть целый комплекс проблем с Таможенным союзом. В частности, для населения Белоруссии очень чувствительна и болезненна тема повышения пошлин на импортные автомобили. В ответ на проблемы с "Газпромом" Лукашенко говорит, что он перекроет транзит. На уровне хозяйствующих субъектов эта проблема решена быть не может. Она может быть решена только на уровне политического руководства. Но у Лукашенко на носу президентские выборы. Уже понятно, что он выбрал в качестве основной стратегии оппонирование Российской Федерации, "защиту" национальных интересов. Видимо, антироссийская риторика будет только нарастать, поэтому я не исключаю, что ближе к выборам в Белоруссии будут возникать новые скандалы по каким-то совершенно неожиданным поводам. Вдобавок я боюсь, что возник момент личностного противостояния: Александр Григорьевич стал более обидчивым. Если помните, он несколько месяцев назад пытался поиграть в игру "плохой Путин, хороший Медведев"; а недавно - после высказываний Дмитрия Анатольевича, что "пирогами брать не будем, будем брать деньгами" - обиделся уже и на Медведева.

С Путиным у Лукашенко есть родовая травма еще с начала 2000-х годов. Когда при Ельцине создавалось Союзное государство России и Белоруссии, Лукашенко надеялся, что он сможет стать руководителем этого полноценного государства. Но когда на смену Ельцину пришел Путин, Лукашенко понял, что ему уже ничего не светит; в связи с этим интеграция начала останавливаться именно по инициативе белорусской стороны.

Проблема в том, что в нынешнем виде белорусская экономика, к величайшему сожалению, неконкурентоспособна. Выход – привлечение инвестиций. Но не бывает такого, чтобы инвестиции пришли, а усиления контроля со стороны инвесторов не появилось. Не бывает, и все. Очевидно, во-первых, что пакеты российских инвесторов должны быть больше 50 процентов, а, во-вторых, должны быть устранены политические барьеры для осуществления оперативного руководства той или иной компанией. К тому же в Белоруссии осталось не так уж много привлекательных активов. Там есть несколько интересных машиностроительных предприятий, есть нефтепереработка. Но, опять же, на Мозырском НПЗ уже есть доля российских акционеров. Интересным активом остается Белорусская калийная компания. Но если речь идет о том, чтобы дать денег и потом никак не влиять на эти предприятия, то это инвесторам неинтересно. А Лукашенко хочет и рыбку съесть, и получить еще много всего хорошего, но при этом ничего не отдавая. Но так не бывает.

В договорной базе я не вижу никаких проблем. Посмотрите материалы последней пресс-конференции главы "Газпрома" Алексея Миллера. Он достаточно четко изложил позицию российской стороны, и мне она кажется логичной и непротиворечивой. Контраргумента с белорусской стороны я не услышал. Переговоры, намеченные на начало этой недели, даже если они состоятся, ситуацию не разрешат. На мой взгляд, напряжение в российско-белорусских отношениях то с затиханием, то с нарастанием продлится до момента президентских выборов в Белоруссии.