Александр Генис: Компьютерная революция постоянно производит новые электронные средства связи, которые составляют предмет главного соблазна для молодежи. Чтобы вернуть себя эту капризную аудиторию, кино пытается говорить на языке нового поколения. Одним из примеров такого разговора стал чрезвычайно популярный у критиков фильм, который мы обсуждаем с ведущим нашего ''Кинообозрения'' Андреем Загданским. Прошу вас, Андрей!
Андрей Загданский: ''Скотт Пилигрим против всего мира'' (''Scott Pilgrim vs. the World'') - фильм о тинейджерах, но не только для тинейджеров. Картина построена на серии комиксов и представляет собой очень любопытную и обаятельную смесь, точнее, коллаж комикса, видеоигр и натурного, реалистического кинематографа. Некий мальчик, подросток по имени Скотт, живет в Торонто, делит комнату со своим другом гомосексуалистом, играет на бас гитаре в рок-группе. Скотт - тощий, плохо причесанный юноша без подбородка и без плеч, и точнее всего его внешний вид можно описать украинским словом ''квётя'' - в звучании слова все его значение. ''Квётя'' влюбляется во сне в девушку — взрослую, красивую, настоящую, на коньках, с волосами цвета пурпур. Эта девочка, Рамона, есть все, что не есть наш Скотт — сексуально опытная, красивая, знающая себе цену. Небожительница. Итак, ''Квётя'', играющий на бас гитаре, за которым хвостиком ходит красивая школьница из католической школы, и который страшно страдает, что его бросила предыдущая любовь, тоже, конечно, красавица, и тоже из рок-группы. Что нашла школьница из католической школы, красавица из рок группы и что, кажется, собирается найти Рамона в нашем Скотте - вопрос очень сложный. Точнее, это и есть то самое допущение, которое меня больше всего смущает в фильме.
Александр Генис: В этом нет ничего особо удивительного. Поскольку фильм о тинейджерах и для тинейджеров, в нем всегда есть герой, который получает любовь зрителей просто так, не потому, что он что-то сделал, а просто потому, что он таким родился. Вспомним очкарика Гарри Поттера, который тоже почему-то является самым главным героем.
Андрей Загданский: В нашем случае дело труднее, мне кажется. Что происходит в картине? За Рамоной оказывается шлейф ее бывших любовников и ухажеров, начиная еще с седьмого класса. И для того, чтобы добиться ее сердца, Скотт должен победить их всех в немыслимых схватках, которые могут происходить только в воображении влюбленного тинейджера, который сам себя всегда видит суперменом или, во всяком случае, хочет видеть себя таковым в глазах своей Беатрисы. У фильма быстрый, динамичный, щелкающий диалог, как и положено комиксу, и общий дух смешной, озорной белиберды. Молодежная культура, проблемы взросления, сексуальной зрелости и сексуальной незрелости, преувеличенной, гротескной, подростковой влюбленности и преувеличенной страсти, и отсюда - столько же преувеличенные и гротескные отношения со своими бывшими подругами и друзьями. Все это делает фильм доброжелательным и очень неглупым комментарием молодежной культуры, кстати, универсально узнаваемой. Интересно, как фильм воспринимается в контексте самой массовой культуры. Критик ''Нью-Йорк Таймс'' Скотт (не путать со Скоттом Пилигримом, героем фильма) пишет о картине совершенно восторженно, и я подозреваю, что здесь есть желание перепрыгнуть возрастную пропасть. Фильм с молодежной культурой должен нравиться кинокритику, который, конечно же, боится выглядеть старым дураком.
Александр Генис: Задрав штаны бежать за комсомолом.
Андрей Загданский: Другой журналист и критик, который пишет в той же газете ''Нью-Йорк Таймс'' о видеоиграх, и который, как я подозреваю, младше кинокритика Скотта лет на 30, пишет о фильме очень критически, и его главная претензия к картине — отсутствие эмоциональной связи между зрителем и главным персонажем. Получается, что моя проблема с фильмом лежит в той же самой области. Пилигримм Скотт меня не очень-то беспокоит. Полагаю, здесь дело в полном отсутствии эмоциональной связи с актером - милым и скучным ''квётей'' Майклом Сера, который очень хорош в ролях второго плана, но совершенно лишен заразительности. Отсюда - скорее доброжелательный, но вполне дистантный взгляд на фильм. Но, может быть, я уже слишком стар для того, чтобы по-настоящему оценить фильм для подростков.
Александр Генис: Вы знаете, Андрей, я не собираюсь так быстро сдаваться. Дело в том, что молодежная культура и ее цветущие формы, которые вырабатываются на наших глазах под влиянием всей этой электронной фауны, конечно, и меня увлекают, но это не значит, что все хорошо . Комиксы сами по себе (теперь они называются ''графическими романами'') - ни залог успеха, ни залог провала. Это все довольно грубо снятая драка. Вспомним фильм ''Мементо'', который был по-настоящему новым явлением в кино. И этот фильм вызвал определенный интерес среди старших режиссеров, например, им заинтересовался Тарантино, что, конечно, тоже понятно, потому что Тарантино жадно ищет новых средств для изображения того, о чем он мечтает. Но ему есть, что сказать, а этим сказать нечего.
Андрей Загданский: Тарантино, работая в жанре коллажа, и находит то, что сказать в самом сочетании коллажа. Он высекает искру из столкновения этих двух, трех, четырех, пятнадцати камней в разных историях, которые он соединяет, как он соединил их в ''Pulp Fiction''. Здесь же - совершенно другая история. Здесь коллаж является не средством к чему-то более высокому, а результатом, конечным продуктом.