''Кинообозрение'' с Андреем Загданским


Александр Генис: Сегодня в нашем ''Кинообозрении'' его ведущий Андрей Загданский представит новый анимационный фильм для взрослых, который очаровал знатоков и любителей необычного кино.
Но, прежде чем передать Андрею микрофон, я хотел бы поделиться одной мыслью, которая пришла ко мне, когда я, наконец, посмотрел другой мультфильм ''Тайна Келлс''. В Америке о нем услышали еще в прошлом году, когда картина молодых кинематографистов из Ирландии, работа, в основном ирландцев, неожиданно получила номинацию на анимационного ''Оскара''. Тогда о ней много говорили, но почти никто, кроме членов Академии, фильма не видел. Сейчас мультфильм ''Тайна Келлс'', наконец, добрался до широкой публики.

По-моему, ''Тайна Келлс'' – художественный шедевр, причем — сразу в нескольких областях искусства. Авторы, взявшись за священную реликвию средневековой Ирландии – знаменитую Библию из Келлса, сумели оживить старинную эстетику. Это не иллюстрация, и не стилизация, а именно что игра с давно умершей формой - свободная, нарядная и бесконечно изобретательная игра. Фантастика древних ирландских мастеров как будто выплеснулась на экран и заразила их неописуемым воображением все, что видит зритель.
Вот тут-то я и подумал: куда, собственно, деваются художники, которые еще умеют и любят рисовать? В мире современного искусства, где ценится маринованная акула Херста, им делать нечего. В модных галереях изобразительное искусство, которое что-то изображает, считается анахронизмом. Но то, в чем не нуждаются критики и кураторы, возможно, нашло себе место в анимационном кино. Не поэтому ли в последние годы самые успешными и интересными оказались работы в области мультипликационного кино?
Интересно, что чуть ли не полевка назад именно такое развитие событий предсказывал Лотман, говоря, что анимация - еще неразработанная жила для кинематографа. Сегодня это предсказание начинает сбываться.
Один из аргументов в пользу такой точки зрения - фильм, который слушателям ''Американского часа'' представит Андрей Загданский.

Андрей Загданский: ''Мой пес Тюльпан'' - анимация для взрослых, для совсем взрослых, ибо существенная часть фильма посвящена самым деликатным проблемам физиологических отношений полов и многочисленным проблемам, связанным с поисками правильного партнера, если не для совместной жизни, то, во всяком случае, для продолжения рода. Речь, правда, идет не о людях, а о собаках, вернее, всего лишь об одной собаке по кличке Тюльпан. Фильм называется ''Мой пес Тюльпан'' и сделана эта блестящая анимационная новелла американскими аниматорами Полом и Сандрой Фирлингер по книге Джо Рэндолфа Экерли, того самого Экерли, именем которого называется английская литературная премия за лучшую автобиографическую прозу. Полнометражный фильм - рассказ автора о его совместной жизни с немецкой овчаркой, сукой по кличке Тюльпан. Собака досталась герою уже относительно взрослой, что-то около 18 месяцев, и проблемы воспитательных пробелов обрушились на нового хозяина в первый же день. Ворчливый хозяин, уже совсем не молодой человек, берется не только перевоспитать Тюльпана - отучить от излишнего назойливого лая, приучить к выходам на прогулки в парк - но и устроить личную сексуальную жизнь Тюльпана. И здесь есть одна примечательная деталь, которая придает фильму особое измерение, точнее, эта деталь и создает фильм. Автор, он же рассказчик - уже немолодой человек, сотрудник радиостанции ''Би-Би-Си'' и гомосексуалист. Жизнь сложилась так, что рассказчик не нашел идеального друга в его собственном отношении, и поиск правильного партнера для его девственной суки по кличке Тюльпан - самое близкое, что может сделать Экерли для приумножения жизни на земле. И Экерли делает все возможное, чтобы сделать Тюльпана сексуально счастливой. Знакомство с потенциальным кобелями и неизбежными хозяевами, самые различные обстоятельства - от сугубо интимных, до еще более сугубо интимных, по которым собачья свадьба не состоялась ни в одном случае - составляют значительную и самую смешную часть фильма. Антропоморфизм всего этого собачьего сватовства разыгрывается на нескольких уровнях. Сначала все совокупительные перипетии Тюльпана и ее ухажеров (излишне говорить - породистых кобелей), о которых мы узнаем не только со слов Экерли, но и из его же рисунков, скетчей, которые он делает в своем разлинованном блокноте, где героиня — Тюльпан - предстает в качестве дамы с собачьей мордой, в кокетливом платьице, совершенно по-детски нарисованном поверх прямоходящего собачьего многососкового тела. Эти схематические наброски стилистически отодвинуты от основного, реального повествования, от реального рисунка. Не буду перечислять все причины несостоявшихся копуляций-случек, чтобы излишне не огорчать наших слушателей, но скажу, что ворчливый и нежный хозяин собаки, Экерли, повествует обо всех этих неурядицах с английским чувством юмора. Другое зеркало - зеркало перевернутое, собакоморфное, и в этом собакоморфизме мы смотрим на хозяев кобелей, к которым приходит Экерли с Тюльпаном: их бравада, их гордость их кобелем, их отношения друг с другом, их предполагаемые сексуальные отношения или отсутствие таковых - все эти элементы человеческой комедии делают картину и смешной, и трогательной, и грустной, и абсолютно узнаваемой для всех нас. Для владельцев собак, конечно же, узнаваемой вдвойне. В ироничном ворчливом тоне Экерли — нежность, привязанность к тому самому единственному другу, который беззаветно полюбил Экерли и который не может решить свою проблему течки и продолжения рода без должного и необходимого участия Экерли. Фильм заканчивается хорошо — хэппи-энд, счастливая для всех копуляция Тюльпана с кобелем, правда, не чистопородным, а простым уличным гулякой, но зато искренним в своей страсти и настоящим любовником. Тюльпан счастливо рожает щенков и цикл продолжения жизни торжествует. Экерли счастлив. Фильм заканчивается признанием в любви к своему псу, и каждый, у кого была собака, или каждый, кто думает о приобретении собаки, или каждый, кто, как, например, я, мечтал о собаке в детстве, но ему не разрешили родители, задумается об этой таинственной связи человека и пса. Вот, собственно говоря, и все. В финальных титрах появляется фотография Экерли и его немецкой овчарки, которая приобрела в фильме псевдоним Тюльпан. И любезно указаны не только актеры, которые озвучили человеческие роли в фильме, но и имена собак, которые одолжили свой лай или свое рычание собачьим персонажам в фильме. Я не могу себе представить любителя собак, которого оставит равнодушным этот талантливый и умный анимационный фильм.

Александр Генис: Андрей, любовь побеждает все. Мне это напоминает высказывание Томаса Манна, который сказал, что он уже не может больше читать, как и все интеллигентные читатели, книги, где единственный вопрос, занимающий автора: достанется ли Грета Гансу? Судя по всему, авторы это фильма сумели так остранить любовную линию, что она по-новому заиграла?

Андрей Загданский: В совершенно технологических обстоятельствах, которые никто никогда бы не рискнул в серьезной литературе сделать с настоящими мужчиной и женщиной. Перенесенная на собак, эта вся драма разворачивается и смешнее, и узнаваемые, и ироничнее. Сама концепция истории, то, что пожилой гомосексуалист хочет устроить жизнь своей собаки, делает картину совершенно замечательной. Собственно говоря, если бы не было этой пары, такого отстраненного главного персонажа, картина, вероятно, не состоялась бы вообще.

Александр Генис: Эпиграфом к фильму служат слова о том, что англичане настолько трудно общаются с другими людьми, что им гораздо проще общаться с собаками. В общем, это довольно известное выражение.
Андрей, после лета, заполненного невнятными фильмами для подростков, появился первый серьезный фильм. Этот первый серьезный фильм — мультфильм.

Андрей Загданский: Фильм все-таки идет в элитарных кинотеатрах, это не массовый прокат. Картина настолько сугубо для взрослых, что я не могу себе представить, даже при всей любви подрастающего поклонения к анимации, чтобы кто-либо из взрослых взял детей с собой на просмотр этого фильма. Но это действительно серьезная, очень изящно сделанная, совершенно талантливая картина, и я надеюсь, что этот фильм ждет оскаровская номинация - это было бы совершенно справедливо.