Ко Дню Благодарения

День Благодарения в США


Александр Генис: Сейчас в Америке – царит предпраздничные настроение и все работают вполсилы, копя энергию для кухонной страды и семейного застолья. На этой неделе, как всегда - в четвертый четверг ноября, Америка отметит День Благодарения свой самый необычный, потому что самый интимный праздник.
Дело в том, что даже Белый Дом далеко не сразу оценил державный потенциал этого празднества. Очень долго День Благодарения справлялся лишь по частной инициативе. Потом губернаторы то одного, то другого штата (естественно, чаще всего это были новоанглийские штаты) объявляли особым декретом последний ноябрьский четверг выходным днем. Только во времена Гражданской войны, в самый ее тяжелый - 1863-й - год - Авраам Линкольн объявил День Благодарения государственным торжеством. Но и теперь он входит в праздничный календарь на специальных условиях. Президент каждый год выпускает особую декларацию, призывающую американцев отметить этот день, вознеся благодарность за те блага, которыми Новый Свет одарил всех его жителей, начиная с самых первых колонистов. Мы все о них знаем, благодаря запискам первого губернатора колонии Уильяма Брэдфорда.
Итак, Новая Англия, осень 1621-го года, пуритане готовятся к неизбежно тяжелой, как они уже узнали на своем опыте, второй зиме в Новом Свете. ''Стали собирать свой небольшой урожай, - записал той осенью губернатор, - а с приближением зимы начали добывать и дичь. Кроме водоплавающих птиц, много было диких индеек. Многие написали тогда друзьям, о том, как сытно живут, и то была истинная правда''. Чтобы отметить плодородие и гостеприимство новой земли, пилигримы решили устроить праздник. Сведения об этом сохранились в записях другого поселенца: ''Четверо охотников убили столько дичи, что ее хватило и нам, и гостям-индейцам почти на неделю. Три дня мы посвятили играм, упражнениям и обильной трапезе''. Сохранился даже список пилигримов, принимавших участие в праздновании первого Дня Благодарения. Всего на обеде был 51 колонист - уже знакомый нам Брэдфорд, Уинслоу, Олден, Эллертон, Биллингтон, Брюстер, Браун и другие. Со временем их потомки стали американской знатью. Их имена мелькают на страницах исторических книг, встречаются на географической карте, в названиях прославленных университетов – например, род-айлендский "Браун". В изначально демократической Америке, не признававшей феодальные социальные различия, потомки пуритан, конечно, не обладают никакими преимуществами. Но они считаются дворянством духа. Пилигримов принято называть духовными отцами нации, а их скромное торжество стало, пожалуй, единственным чисто американским праздником страны.
Уже четвертый век в четвертый четверг ноября, в каждом американском доме разыгрывается мистерия на манер тех, что знала и любила средневековая Европа. Сходство идет дальше, ибо в День Благодарения воспроизводится ключевой эпизод священной истории американского народа. В этот день выходцы из Европы заново скрепляют магическую связь с землей Нового Света.
Народы Старого Света растеряли свои корни в седой и легендарной древности. Их происхождение всегда находится за пределами документа, вне истории. Американцы же по именам знают своих предков, по дням и часам могут перечислить события своего прошлого. Нация, которая помнит свое рождение, так же необычна, как человек, помнящий обстоятельства своего появления на свет.
И об этом тоже принято задумываться за праздничным столом в День Благодарения.