Александр Генис: Дело Виктора Бута, который сейчас сидит в одиночке нью-йоркской тюрьмы, привлекло внимание американской прессы еще и потому, что он уже давно стал персонажем массовой культуры. Бут – не только объект журналистских расследований, но и прототип для героя нескольких романов и американского фильма ''Оружейный барон'' (где его играет Николас Кэйдж), и даже компьютерной игры. Это и не удивительно. Ведь американские службы безопасности называют Бута самым крупным торговцем оружия в мире. Однако арест Виктора Бута привлек внимание не только к нему, но и к его бизнесу. Книга ''Ружье'', написанная американским журналистом, лауреатом Пулитцеровской премии, бывшим директором Московского бюро ''Нью-Йорк Таймс'' Кристофером Чиверсом, посвящена самому популярному товару в этой ''торговле смертью''.
C. J. Chivers. ''The Gun''.
Марина Ефимова: Книга Чиверса ''Ружье'' посвящена автоматическому ружью ''АК-47'' – то есть, автомату Калашникова.
Американцы, чья армия вооружена суперсовременным оружием, не перестают изумляться феномену этого старого, но не устаревшего автомата. 63-летний ''АК-47'', вставший в строй в 1947-м году, до сих пор находится на вооружении многих армий, партизанских групп и террористических банд. По примерным подсчетам, сейчас по всему миру в обращении находится 100 миллионов ''Калашниковых''. Американский автомат ''М-16'' - дотягивает всего до 10 миллионов. (Правда, причина может быть и в том, что американские автоматы не продавали так дешево, как мог позволить себе только Советский Союз).
Поначалу западные эксперты отвергли советский ''АК-47'' как слишком простой и топорно сделанный. Чиверс пишет:
Диктор: ''Западные автоматы изготавливались с помощью точных инструментов, конвейерные линии выдерживали размеры с минимумом погрешностей и плотно пригоняли детали. Не то ''АК-47''. Каждый, кто его разбирал, знает, что если его детали не держатся на трении, то зазоры между ними так велики, что они дребезжат. На испытаниях ''АК-47'' не производил сильного впечатления: его точность попаданий и дальность действия уступали западным конструкциям''.
Марина Ефимова: И, тем не менее, у автомата Калашникова было одно преимущество, сделавшее его самым востребованным оружием в мире: он был безотказен в бою. Вот объяснение Чиверса:
Диктор: ''Именно потому, что детали ''АК-47'' пригнаны неплотно, его трудно вывести из строя. Его не может застопорить ни грязь, ни некачественная смазка, ни нагар, который появляется в дуле во время длительного боя. Он так надежен, что не выходит из строя, даже побывав в воде или в песке''.
Марина Ефимова: Второе его важное (и смертоносное) преимущество – простота в употреблении. Его легко осваивают люди технически безграмотные, нетренированные и просто бестолковые. К тому же он весит 4 килограмма, поэтому из него с энтузиазмом палят солдаты-подростки (и даже дети), которых вербуют преступные военные группировки. Между тем радиус поражения автомата равен длине двух-трех футбольных полей.
Автор книги ''Ружье'' рассказывает об истории создания ''АК-47'', пытаясь отделить правду от советского пропагандистского мифа.
Диктор: ''Аббревиатура ''АК-47'' означает: ''Автомат Калашникова, изготовления 1947 года''. Старшему сержанту Михаилу Тимофеевичу Калашникову было тогда 28 лет, и у него не было высшего технического образования. Поэтому он чрезвычайно подходил для советского мифа о пролетарском герое. Но были и неподходящие для мифа детали биографии конструктора: высылка ''кулацкой'' семьи Калашниковых в Западную Сибирь и арест старшего брата, проведшего годы в ГУЛАГе. Отец выдержал Сибирь недолго, да и из 18-ти его детей остались в живых только восемь''.
Марина Ефимова: С началом Отечественной войны Михаил Калашников был призван в армию, командовал танком ''Т-34'', был ранен и отправлен в госпиталь. Там-то у выздоравливающего сержанта и появились идеи нового автоматического ружья. Его первые конструкции армия отвергла, но он был принят на работу в военное конструкторское бюро, где к 47-му году его группа и создала новый автомат ''АК-47''.
Диктор: ''Многие подробности процесса создания автомата ''АК-47'' в стенах закрытого КБ остаются неизвестными. Известно, однако, что у Калашникова было несколько помощников. В основном, это были советские конструкторы (чьи имена были засекреченными), но один помощник никогда даже не упоминался советской пропагандой. Это был пленный немецкий инженер, известный конструктор оружия Хьюго Шмайссер, создавший в начале Второй мировой войны автомат ''STG'' – печально знаменитый ''Штурмгевер'' (или попросту ''шмайссер''. Внешне автоматы Шмайссера и Калашникова очень похожи друг на друга''.
Марина Ефимова: И тем не менее, автомат Калашникова был явным шагом вперед по сравнению с автоматами Второй мировой войны. Американское полуавтоматическое ружье ''М-1'' генерал Паттон называл ''лучшим боевым оружием, которое когда-либо было изобретено'', но его магазин вмещал только восемь патронов, а автомат Калашникова выпускал за несколько секунд обойму из 30-ти патронов.
Что касается помощи Калашникову, то стоит помнить, что Шмайссера привезли в Ижевск в 1946 году, когда ''АК-47'' уже проходил испытания. Судя по некоторым сведениям, помощь немецкого инженера заключалась в советах относительно холодной штамповки деталей – советах, впрочем, очень важных для результата. А результат сказался уже во Вьетнаме, где ''калашников'' отчасти обеспечил преимущество коммунистическому Вьет-Конгу, потому что тогдашний американский автомат ''М-16'' часто заклинивало в самом разгаре боя.
Восточная Европа и Третий мир начали вооружаться автоматом Калашникова. Китай, Северная Корея, Египет наладили (с помощью Советского Союза) выпуск автомата и его модификаций. ''АК-47'' стал эмблемой воюющих этнических групп и террористических банд всех мастей. Его изображение – на флаге Мозамбика, на флагах многих террористических группировок и даже, похоже, на флаге Хезболлы.
Однажды я видела по русскому телевидению интервью с Михаилом Тимофеевичем Калашниковым, в котором он сказал с горькой печалью: ''Я никогда не думал, что этот автомат убьет столько народу''. Калашников (с помощниками или без них) создавал оружие для защиты родины, но на его глазах оно стало орудием и символом бессчётных и часто преступных убийств.