''Кинообозрение'' с Андреем Загданским


Александр Генис: Сегодня, когда до оскаровской церемонии остается всего одна неделя, мы вспомним самые интересные – с точки зрения ведущего этой рубрики Андрея Загданского – фильмы года, получившие номинации на высшие кинематографические награды.
Первым, еще в разгар лета, в борьбу за награду вступил фильм, возможно, самого изобретательного на сегодня режиссера, автора легендарной картины ''Мементо'', Кристофера Нолана. Его картина, ее название по-русски перевели как ''Начало'', получила восемь номинаций на ''Оскара''.

Андрей Загданский: Новый фильм Нолана ''Начало'' возвращается к тому с чего Нолан так успешно начал свою кинематографическую карьеру - к играм в подсознательное. Но не с точки зрения формы, а с точки зрения содержания. …
…Новый фильм Нолана был в работе около 10 лет - столько лет он работал над сценарием - и должен стать магнум опус, то есть главной работой Нолана. Это сложная, многоступенчатая игра с другой формой подсознательного - со сновидениями. Что, собственно, происходит в фильме рассказать и просто, и невозможно одновременно. Главный герой, Каб, занят тем, что крадет мысли и идеи у людей во сне - такой экономический шпионаж. Но в данном случае ему необходимо не украсть идею, а сделать что-то прямо противоположное — зародить новую мысль. … Все дальнейшее, что происходит в фильме, мне напоминало сеанс черной магии, только не с разоблачением, как у Булгакова, а с пояснениями. С пояснениями, потому что путешествие из одного невероятного сновидения в другое - наподобие рукописи, найденной в Сарагосе, из одной истории выскакивает другая, а из нее - следующая. У Нолана герой путешествует из своих снов в чужие, а потом опять в свои, что кому снится и кто орудует в чужом сне, и кто пытается защититься в своем. Чтобы зритель не потерял нить, автор вкладывает в уста героев сновиденческие разговоры, которые нам должны довольно быстро и компактно все объяснить в промежутках между совершенно головокружительными спецэффектами. Фильм длинноват, как и положено магнум опусу, и местами становится скучен, но Нолан четко чувствует, где проседает темп, и тут же наращивает действо. Все работает.

Александр Генис: Чувствуется влияние Урусулы Легуин, замечательной американской фантастической писательницы, которая разрабатывала эту тему очень подробно в своих книгах. Мне очень понравилась статья критика ''Нью-Йорк Таймс'' Скотта, который написал, что наши сны изменились. Раньше нам снились, как говорил Фрейд и все остальные, обрывки дневных впечатлений, которые сопровождались анализом подсознательного, а теперь нам снятся обрывки фильмов. Вот это и есть наша реальность. И когда Нолан воспроизводит сны, это - обрывки чужих картин.

Андрей Загданский: Знаете, у сновидений в кино большая и очень интересная история. Сны, как правило, были материалом больших художников — Тарковский, Феллини, Бунюэль, Бергамн, недавно Мишель Гондри, ''Наука сна'' - недооцененный, с моей точки зрения, замечательный, легкий фильм. Собственно говоря, кино и есть сновидения, ибо просмотр фильма в нашей физиологии имеет только одну параллель - сон. В этом смысле и ''Аватар'' Камерона, и ''Хрусталев'' Германа похожи - они погружают нас в одну интенсивную реальность, единственный аналог которой — сон. Нолан поставил сновидение и подсознательное, в целом, на большую коммерческую основу - он сделал из сюрреалистического в своей природе материала сновидений первый суперблокбастер.

Александр Генис: Другой громкий фильм - ''Социальная сеть'', рассказывающий историю молодого миллиардера Марка Закербера. Эта лента вызвала горячие дискуссии, выходящие за пределы кинематографического мира.

Андрей Загданский: Фильм режиссера Дэвида Финчера - сага о том, как появилась на свет самая популярная и самая успешная на сегодняшний день социальная сеть ''Facebook''.
Собственно говоря, половина фильма это марафон, движение Марка к цели, фиксация на цели. Сама по себе она интереснее, чем деньги, которые сулит достижение цели. На этой быстрой дороге гений совершает весьма сомнительные этические поступки. Но победителя не судят - вроде бы, так? На самом деле как раз судят, и судят все: судят братья Уинклвос, судят друзья-партнеры.
Аарон Соркин, автор сценария - мастер динамического диалога, если угодно, это его ''trademark'', как говорят по-английски.
Наш герой Марк Закерберг - человек не особенно рефлексирующий, зато он быстро думает, быстро делает и очень быстро говорит. И этот темп, эта быстрая игра мысли есть, если угодно, главное эстетическое решение картины.
…И этот темп, эта быстрая игра мысли есть, если угодно, главное эстетическое решение картины. Темп современного нынешнего века - вот то, что делает картину отдельной, особой, не похожей на другие.
Фильм похож во многом на пьесу: он холоден, он выписан, он лишен того, что кинематографически мы называем: ''вау!'', ''ух ты!'', ''вот это да!''. Он не захватывает дыхание, но он очень хорошо сделан и очень мастерски написан.

Александр Генис: Андрей, эта картина, как мы уже говорили, произвела сильное впечатление. Какое будущее вы ей сулите?

Андрей Загданский:
Фильм уже собрал большие деньги и он твердо войдет в американское подсознание. Картина повествует о самом интересном: как делают огромные деньги в сегодняшней Америке, причем - легальные деньги, настоящие деньги. И это, кончено же, интересно всем. Если вы намекаете на оскаровские перспективы, то я практически убежден, что картину номинируют - она хорошо сыграна, хорошо написана, умело срежиссирована и сделана мастерской рукой. И в этом, я думаю, главное достижение.

Александр Генис: И действительно это фильм получил восемь номинаций, и считается одним из главных кандидатов в победители. Другой лидер – ''Королевская речь'' - картина, которой Андрей Загданский прочил главного ''Оскара'' еще до того, как она получила 12 - рекордное количество - номинаций.

Андрей Загданский: В картине рассказана трогательная история дружбы тяжелейшего заики и его логопеда. Таких дружеских привязанностей, я уверен, в мире логопедов и заик множество, но нынешняя отличается ото всех остальных тем, что заика - наследник английской короны, а затем и король Англии и всех территорий Георг Шестой…

Александр Генис:
Дело в том, что главная работа английского короля в то время заключалась в том, чтобы говорить со своими поданными по радио. Причем запись тогда не использовали, это был прямой эфир. И представьте себе ужас короля: единственное, что он должен уметь хорошо делать, это хорошо говорить по радио для своей империи. Вот, в чем ирония судьбы.

Андрей Загданский: Вся эта ирония очень точно обыграна в картине. Есть эпизод, когда его отец, Георг Пятый, обращается перед Рождеством к подданным, и делает это совершенно замечательно, как блестящий, шекспировского масштаба, актер. И мы понимаем, что это видеть Альберту мучительно, он должен следовать по стопам своего отца, который так блестяще говорит и которого так любят его подданные за это. И в какой-то момент, не лишенный философской ноты, отец ему говорит, что это раньше мы вели своих подданных в битвы, на сегодняшний день мы — актеры. Таким образом все сводится к тому, что Георг Шестой должен выступить по радио, обратиться к своим подданным и сказать о том, что Англия объявляет войну нацистской Германии. И должен это сделать безупречно. Насколько, во всяком случае, он может, тяжелый заика. Получится у него или не получится? И здесь авторы фильма дают блистательное расширение. Потому что мы можем увидеть в одной маленькой драматической ситуации значение гораздо большее. По сути дела, получится или не получится у него произнести эту речь, это получится или не получится у всего свободного мира одолеть зло всего 20-го века. Вот, к чему сводится, в итоге, выступление Георга Шестого. И, конечно, его логопед - рядом с ним. Конечно же, у Георга Шестого получается - пусть мучительно, пусть периодически останавливаясь, но он произносит эту речь. И мы вздыхаем с облегчением, потому что мы понимаем, что судьба свободного мира решена положительным образом. Я думаю, что когда придет время, этот фильм получит номинации на ''Оскара'' и жюри будут решать, дать ему ''Оскара'' за лучший фильм года или не дать, все будут помнить, что в этом фильме решалась судьба свободного мира, а судьба свободного мира ''Оскара'' стоит уж точно.

Александр Генис: Я хочу напомнить, что ведущий нашего ''Кинообозрения'' – известный режиссер-документалист, обладатель многих фестивальных наград. Естественно, что ''Американский час'' всегда уделял много места неигровому кино. Этим летом особое внимания нашей передачи привлек фильм, который сейчас уверенно лидирует в категории документальных картин. Надо добавить, что его легендарный и загадочный автор считается вдохновителем российской арт-группы ''Война'', которую сейчас жестоко преследуют власти.

Андрей Загданский: Новая документальная картина, которая идет в Нью-Йорке, называется “Выход через сувенирный магазин” (''Exit Through the Gift Shop'') , и режиссер фильма - знаменитый, легендарный художник Бэнкси. Бенкси знаменит тем, что его никто никогда не видел, многие даже сомневаются в реальности его существования. Существует версия, что Бэнкси на самом деле не один человек, а коллектив авторов, работающих над новым направлением в искусстве.
Это родной, младший, финансово успешный брат нашего замечательного друга, покойного Вагрича Бахчаняна. Это одна артистическая традиция. Итак, мы так долго говорим об авторе, не зная даже, существует ли он. О чем, собственно говоря, фильм? Некий французский персонаж, зовут его Тьерри Гуэта, который живет в Лос-Анджелесе, у которого немыслимые бакенбарды, усы, маленькая шляпа, решил посвятить свою жизнь тому, что он будет все время снимать художников граффити и никогда не сделает фильм. Пока он не познакомился с Бэнкси. Бэнкси представлен в фильме как человек, одетый в такую куртку-кенгуру, мы не видим его лица, он говорит измененным голосом, как говорят обычно люди, дающие секретные показания. И спустя какое-то время Тьерри собрался и сделал фильм. Бэнкси посмотрел фильм, понял, что Тьерри - человек больной и фильма у него никогда не получится. Поэтому Бэнкси дает ему следующую рекомендацию: тебе нужно перестать снимать видео, тебе нужно заниматься уличным искусством, как все остальные. Ирония заключается в том, что он дает рекомендацию Тьерри заняться уличным искусством только после того, как он приходит к мнению, что Тьерри - дебил. Эмоционально, может быть - полноценный, но интеллектуально - неполноценный.

Александр Генис: Главное, кончено, впереди, потому Тьерри становится великим, знаменитым и необычайно финансово успешным художником.

Андрей Загданский: Который устраивает шоу в Лос-Анджелесе и многие вещи на его выставке раскупаются. А искусство это, собственно говоря, что очень важно, являет собой суперпародию на современное искусство.
…Что касается жизни фильма, то я абсолютно убежден, что молодым людям эта картина будет очень интересна. Она рассказывает в необычной, жесткой, смешной, провокационной манере, о новом уличном искусстве. Это явно искусство сегодняшнего, 21-го, века.

Александр Генис: И, наконец, самый необычный, во всяком случае – провокационный фильм нынешнего конкурса, неожиданно получивший четыре номинации, включая категорию ''Лучший фильм''. Он называется “Дети в порядке”, и сняла его режиссер из Калифорнии, выросшая в семье украинских эмигрантов, Лиза Холоденко.

Андрей Загданский:
“Дети в порядке” — картина о новой, современной, неортодоксальной семье, в которой две мамы, двое детей и ни одного папы. Брачный союз двух лесбиянок Ник и Джулз, которые воспитывают двух детей - мальчика со странным именем Лазар и девочку Джони. Союз этот и правда нерушим в самом начале фильма, из чего мы, искушенные зрители, делаем вывод, что именно испытание на прочность этого неортодоксального брачного союза и составит главное содержание фильма, и мои, точнее, наши ожидания, будут оправданы.
Испытание приходит, конечно же, в виде мужчины - биологического отца двоих детей. Старшая девочка, достигнув совершеннолетия, делает соответствующие звонки юристам и назначает встречу своему биологическому отцу, который является и отцом ее сводного брата. Конечно же, наш биологический отец, донор, оказался клевым и симпатичным, таким раскованным чуваком, который когда-то, 18 лет назад, за 60 долларов сдал свою сперму, чтобы “сделать добро”, “помочь людям”, как он объясняет своему скептически настроенному сыну-подростку.
Контакт с биологическим отцом взвывает некоторый переполох в нашем лесбийском доме. Двух мам играют две замечательные актрисы - Джулианн Мур и Аннетт Бенинг. План войны с таким нежелательным мужским вторжением и прост, и политически корректен: мы позовем его к нам в дом и задушим добротой и любезностью. Так решают две стареющие красотки и целуются в постели. Нашего биологического отца, который сдал сперму за 60 долларов 18 лет назад (а 60 долларов тогда были большие деньги, - говорит он), приглашают в дом. Пол, как зовут нашего героя, появляется на “Харви Дэвидсон”, на мотоцикле, с бутылкой хорошего калифорнийского вина и своим обаянием и незатейливостью покоряет и детей, и одну из мам - Джулз, которую играет чрезвычайно талантливая Джулианн Мур. Более того, он приглашает ее (она – архитектор) сделать дизайн его сада, и здесь, конечно же, все и начинается.
Между Джулз и Полом вспыхивает страшное физическое влечение, настоящая страсть. Когда в порыве страсти наши герои раздеваются в доме Пола и Джулз помогает ему снять брюки, зал в напряженном ожидании замирает. Еще раз подчеркну, Джулианн Мур - одна из моих самых любимых американских актрис. Впервые я ее увидел в фильме Луи Малля “Дядя Ваня на 42 улице”. Джулианн Мур, кажется, может все. В нашем случае ей достается исключительно выгодная реплика. Когда, наконец, Джулз опускает брюки Полу и смотрит туда, куда в такой ситуации смотрят все женщины, и вскрикивает: “Хэлоу!” в зале раздается счастливый смех. Под конец фильма Джулз, подвергнутая остракизму за свою измену (тем более - с мужчиной), просит прощение перед всей семей, перед Ником, так зовут ее партнера (жену, мужа - не знаю) и перед детьми. И она произносит программную речь фильма. “Брак - трудное дело и может легко стать адом. И ты стареешь и не видишь в лице партнера то, что ты видела раньше, а видишь лишь свое зеркальное отражение, отражение своего старения”.