Политологи - о том, что удалось сделать Дмитрию Медведеву на посту президента

Дмитрий Медведев

7 мая исполняется ровно три года с тех пор, как Дмитрий Медведев принес президентскую присягу и стал главой государства. Удалось ли президенту России за эти три года сделать что-то из обещанного им в день вступления в должность, какими были эти три года? Об этом говорят политологи, опрошенные Радио Свобода.

Многие из тех, кто вспоминает день присяги Дмитрия Медведева, почему-то в первую очередь произносят слова "свобода лучше, чем несвобода". Но как раз этих слов президент Медведев с трибуны в Кремле не произносил. Он произнес их раньше, еще будучи кандидатом в президенты. 7 мая 2008 года, вступивший в должность преемник Владимира Путина, произнес слова не менее важные:

– Только что мною принесена президентская присяга. Она дается народу России. И в ее самых первых строках обязательство уважать и охранять права и свободы человека. Именно они признаны высшей ценностью в нашем обществе. И именно они определяют смысл и содержание всей государственной деятельности. В этой связи считаю своей важнейшей задачей дальнейшее развитие гражданских и экономических свобод.

Что же произошло с гражданскими и экономическими свободами за время правления Дмитрия Медведева? С одной стороны, президент постоянно рассказывал о том, что нужно бороться с правовым нигилизмом, с потемкинскими деревнями и модернизировать все и вся – начиная от научных центров и заканчивая правоохранительными органами. С другой стороны, именно в президентство Дмитрия Медведева была убита Наталья Эстемирова, покалечен Михаил Бекетов, избит Олег Кашин, Химкинский лес начали разрезать трассой, а Михаила Ходорковского и Платона Лебедева приговорили к сроку, намного превышающему тот, что им дали при Путине. Один из основателей движения "За Россию без произвола и коррупции" Владимир Рыжков говорит, что за три года Медведев так и не взял полноту власти в России в свои руки:

– Результаты 3-летней деятельности Медведева достаточно плачевны, как для него лично, так и для страны в целом. Для него лично главный итог этих трех лет заключается в том, что ему так и не удалось стать президентом, он так и остается зиц-председателем при реальном руководителе страны по фамилии Путин. За прошедшие три года Медведев так и не смог сформировать свою администрацию, не смог заменить ни одного, даже самого скандального министра, не смог получить право принимать ключевые экономические, политические и внешнеполитические решения.

Что же касается ситуации в стране в целом, то она продолжает ухудшаться. Несмотря на все его заявления, продолжается рост коррупции, ухудшается ситуация с защитой собственности, инвестиционный и деловой климат, продолжается бегство людей и капиталов из страны. Несмотря на широко разрекламированную тему модернизации, ее постигло такое же фиаско, как в свое время национальные проекты, о которых уже многие забыли, но которыми, я хочу напомнить, господин Медведев руководил в свое время.

Известный германский политолог, член так называемого Валдайского клуба Александр Рар, убежден, что в оставшиеся до выборов месяцы президент может развернуть активную деятельность: Однако и Александр Рар полагает, что за три года Медведеву удалось сделать немногое:

– Дмитрий Медведев три года подавал надежды на то, что курс внешней и внутренней политики России будет более либеральным. Насколько ему это удалось? Я думаю, пока еще рано судить. С одной стороны, мне кажется, что в России действительно во многом изменена судебная система, где-то началась борьба с коррупцией. Какие-то старые сталинские законы, которые до сих пор существовали, были изменены – во всяком случае, была сделана попытка чуть-чуть двинуться в сторону более правового государства. Но главные тенденции, которые Медведев обозначил в начале своего президентства, на практической его деятельности никак не отразились. Например, настоящее продвижение к рыночной экономике. Во внешней политике остались конфликты с Западом. Я думаю, справедливо было бы сказать, что Медведев за три года не смог в полной мере стать российским президентом. Поэтому свою концепцию модернизирования российской экономики Медведев сможет реализовать только в том случае, если он пойдет на второй срок.

Самостоятельными шагами Дмитрия Медведева последнего времени Александр Рар считает жесткую полемику с премьер-министром Владимиром Путиным о том, как относиться к событиям в Ливии, а также переименовании милиции в полицию и указание государственным чиновникам выйти из управляющих органов крупных компаний, что привело к тому, что Игорь Сечин покинул "Роснефть".

Однако наиболее верные поклонники идеи, что нынешняя российская власть – это тандем, не видят никакого раскола между Медведевым и Путиным. Депутат Госдумы от "Единой России" Сергей Марков утверждает, что Медведев за три года вообще не сделал ничего, выходящего за рамки плана Путина:

– Три года президентства Дмитрия Медведева принципиально не отличаются от всего срока президентства Владимира Путина. Связано это, прежде всего, с тем, что Путин и Медведев являются членами одной команды. Это продолжение одной и той же политики, благодаря которой удалось избежать наиболее тяжких последствий экономического кризиса, а они могли быть несравнимы с последствиями кризиса 90-х годов. Население испытывало определенные трудности, но не почувствовало ту катастрофу и ужас, которые произошли в 90-е годы. Это важнейшее достижение. Продолжалось восстановление экономических, политических и социальных институтов, и, поскольку многие цели стабилизации были достигнуты, Медведев стал выдвигать идеи о необходимости перехода к качественно новому развитию. Отсюда лозунги модернизации, возобновления реформ. Однако эти предложения пока еще не стали системной политикой. Это скорее желание, чем реально достигнутые результаты.

С Дмитрием Медведевым, как полагают оптимисты, произошла очевидная трансформация: за три года из юридического помощника Владимира Путина он превратился в политика с некоторыми явно либеральными чертами. Но даже оптимисты признают, что для превращения Медведева в реального главу государства, ему нужно побольше решительности и еще один президентский срок.