На этой неделе свой пост официально покинет директор и художественный руководитель московского Театра на Таганке Юрий Любимов. Соответствующий приказ утвержден департаментом культуры правительства Москвы.
Юрий Любимов написал заявление после недавнего конфликта с артистами театра во время гастролей в Праге. До 15 июля Любимов числится в отпуске и, как подчеркивают в департаменте культуры Москвы, Любимов имеет право отозвать свое заявление об уходе и вернуться в театр
15 июля театр сыграет последнюю премьеру. В рамках Международного фестиваля имени Чехова Юрий Петрович Любимов поставил спектакль "Маска и душа" по произведениям Чехова и фрагментами "Каина" Байрона на тему, что есть маска, что есть душа, и жива ли еще душа под маской. Жива ли эта душа под маской Театра на Таганке, мы увидим, когда театр начнет работу без своего Лидера. А пока Валерий Золотухин, по просьбе артистов театра, согласился стать исполняющим обязанности руководителя театра. Юрий Петрович Любимов, тем временем, находится за границей.
Сообщается так же, что произойдут в театре некие административные изменения, в частности, будут разделены полномочия художественного руководителя и директора театра.
Конфликт в театре люди оценивают по-разному: одни винят самого Любимова, другие - его супругу и заместителя директора Каталину Кунц, третьи – актеров. А, на мой взгляд, первый спрос должен быть с чиновников. Потому что именно чиновники, во-первых, допустили совмещение в одном лице (Юрия Любимова) должностей художественного руководителя и директора. Во-вторых, они допустили, что заместителем директора стала жена директора и художественного руководителя. Этот узел должен быть разрублен, иначе с такими ситуациями мы будем сталкиваться постоянно.
Конфликты в театральной среде, в творческих коллективах не редки. Сравнительно недавно труппа Театра имени Маяковского атаковала Сергея Арцибашева и вынудила его подать заявление на увольнение. Чуть позже труппа драматического Театра имени Станиславского "ушла" художественного руководителя Александра Галибина. Иное дело, что, как бы ни были известны Сергей Арцибашев и Александр Галибин, их слава, их вклад в российскую и в мировую культуру совершенно несопоставимы с вкладом Юрия Петровича Любимова. Поэтому, естественно, что конфликт в Театре на Таганке, конфликт с самим Любимовым, гением, создателем уникального театра, спектакли которого не может забыть ни один человек, который их когда-либо видел, раскатился по России гораздо более звучным эхом .
Нельзя сказать, что история Театра на Таганке была так уж непрерывна. Сначала существовал Московский театр драмы и комедии. Между прочим, там ставил спектакли Петр Фоменко, и Вениамин Смехов работал уже до прихода Юрия Любимова. С 1964 года, с "Доброго человека из Сезуана" Брехта, началась и по 1984 год продолжалась история Театр драмы и комедии на Таганке. Театра Любимова.
Затем, после смерти Высоцкого, после запрета спектаклей "Борис Годунов" и "Высоцкий" Юрий Петрович Любимов уезжает за границу, его лишают гражданства, а его театр переходит к другому величайшему режиссеру Анатолию Васильевичу Эфросу. Надо сказать, что Анатолия Васильевича артисты Театра на Таганке не приняли, вели себя по отношению к нему возмутительно.
После смерти Эфроса, с 1987 по 1989 год, художественным руководителем театра был Николай Губенко. В 1989-м, по просьбе артистов театра, Юрий Петрович Любимов вернулся в театр, но уже в 1993-м происходит раскол труппы. И в городе возникает два театра: Театр на Таганке под руководством Любимова и театр "Содружество актеров Таганки" под руководством Николая Губенко.
В 2000-м году в Театре на Таганке был ужасный скандал с Давидом Боровским, великим художником, соавтором спектаклей Юрия Любимова. Он был вынужден уйти из театра, в котором проработал 30 лет. Обращаясь к Юрию Любимову, он написал: "вы всю жизнь боролись с тоталитаризмом, а в результате построили его в собственном театре".
Начало конфликта с актерами тоже можно обнаружить с 2000-го года, а в 2010-м Любимов пошел на очень резкую конфронтацию с чиновниками из московского департамента культуры. На вручении премии "Театрал" Юрий Петрович обозвал чиновников «чурками-табуретками». После этого Любимов встречался с Путиным и, по сообщениям информационных агентств, премьер-министр, вроде бы, поручил рассмотреть требования Юрия Петровича.
Как бы то ни было, Театра на Таганке прожил практически шесть жизней. Теперь начинается седьмая. Надеюсь, что Юрий Петрович (доброго ему здоровья) сумеет найти себе работу и в любом театре России, и в любом театре мира, где будут рады его принять. Надеюсь, что актеры Театра на Таганке будут бережно относиться к спектаклям Любимова и сохранят их в репертуаре. Я совершенно уверена в том, что из памяти все черное, скверное, не имеющее ответа на вопрос, кто прав и кто виноват (как сказано в "Мастере и Маргарите", "обе вы хороши"), все это уйдет, зато в ней останутся спектакли великого театра, история которого уже входит в хрестоматии по истории театра 20 века.
Но есть еще одна важная вещь, которая требует комментария. Многие люди используют ситуацию в Театре на Таганке для того, чтобы начать очередную атаку на саму систему репертуарного театра. Цитирую и подписываюсь под каждым словом актера Театра Петра Фоменко, одного из создателей интернет-фестиваля "Театральная паутина" и создателя сайта Театра на Таганке, Игоря Овчинникова: "Когда обескультуривание страны поддерживается на государственном уровне, не надо пытаться добивать один из немногих жизнеспособных ее ростков, репертуарный театр. Во-первых, указываются цели противникам. Во-вторых, его разрушишь, новое выстроить будет не на что и не с кем".
Юрий Любимов написал заявление после недавнего конфликта с артистами театра во время гастролей в Праге. До 15 июля Любимов числится в отпуске и, как подчеркивают в департаменте культуры Москвы, Любимов имеет право отозвать свое заявление об уходе и вернуться в театр
15 июля театр сыграет последнюю премьеру. В рамках Международного фестиваля имени Чехова Юрий Петрович Любимов поставил спектакль "Маска и душа" по произведениям Чехова и фрагментами "Каина" Байрона на тему, что есть маска, что есть душа, и жива ли еще душа под маской. Жива ли эта душа под маской Театра на Таганке, мы увидим, когда театр начнет работу без своего Лидера. А пока Валерий Золотухин, по просьбе артистов театра, согласился стать исполняющим обязанности руководителя театра. Юрий Петрович Любимов, тем временем, находится за границей.
Сообщается так же, что произойдут в театре некие административные изменения, в частности, будут разделены полномочия художественного руководителя и директора театра.
Конфликт в театре люди оценивают по-разному: одни винят самого Любимова, другие - его супругу и заместителя директора Каталину Кунц, третьи – актеров. А, на мой взгляд, первый спрос должен быть с чиновников. Потому что именно чиновники, во-первых, допустили совмещение в одном лице (Юрия Любимова) должностей художественного руководителя и директора. Во-вторых, они допустили, что заместителем директора стала жена директора и художественного руководителя. Этот узел должен быть разрублен, иначе с такими ситуациями мы будем сталкиваться постоянно.
Конфликты в театральной среде, в творческих коллективах не редки. Сравнительно недавно труппа Театра имени Маяковского атаковала Сергея Арцибашева и вынудила его подать заявление на увольнение. Чуть позже труппа драматического Театра имени Станиславского "ушла" художественного руководителя Александра Галибина. Иное дело, что, как бы ни были известны Сергей Арцибашев и Александр Галибин, их слава, их вклад в российскую и в мировую культуру совершенно несопоставимы с вкладом Юрия Петровича Любимова. Поэтому, естественно, что конфликт в Театре на Таганке, конфликт с самим Любимовым, гением, создателем уникального театра, спектакли которого не может забыть ни один человек, который их когда-либо видел, раскатился по России гораздо более звучным эхом .
Нельзя сказать, что история Театра на Таганке была так уж непрерывна. Сначала существовал Московский театр драмы и комедии. Между прочим, там ставил спектакли Петр Фоменко, и Вениамин Смехов работал уже до прихода Юрия Любимова. С 1964 года, с "Доброго человека из Сезуана" Брехта, началась и по 1984 год продолжалась история Театр драмы и комедии на Таганке. Театра Любимова.
Затем, после смерти Высоцкого, после запрета спектаклей "Борис Годунов" и "Высоцкий" Юрий Петрович Любимов уезжает за границу, его лишают гражданства, а его театр переходит к другому величайшему режиссеру Анатолию Васильевичу Эфросу. Надо сказать, что Анатолия Васильевича артисты Театра на Таганке не приняли, вели себя по отношению к нему возмутительно.
После смерти Эфроса, с 1987 по 1989 год, художественным руководителем театра был Николай Губенко. В 1989-м, по просьбе артистов театра, Юрий Петрович Любимов вернулся в театр, но уже в 1993-м происходит раскол труппы. И в городе возникает два театра: Театр на Таганке под руководством Любимова и театр "Содружество актеров Таганки" под руководством Николая Губенко.
В 2000-м году в Театре на Таганке был ужасный скандал с Давидом Боровским, великим художником, соавтором спектаклей Юрия Любимова. Он был вынужден уйти из театра, в котором проработал 30 лет. Обращаясь к Юрию Любимову, он написал: "вы всю жизнь боролись с тоталитаризмом, а в результате построили его в собственном театре".
Начало конфликта с актерами тоже можно обнаружить с 2000-го года, а в 2010-м Любимов пошел на очень резкую конфронтацию с чиновниками из московского департамента культуры. На вручении премии "Театрал" Юрий Петрович обозвал чиновников «чурками-табуретками». После этого Любимов встречался с Путиным и, по сообщениям информационных агентств, премьер-министр, вроде бы, поручил рассмотреть требования Юрия Петровича.
Как бы то ни было, Театра на Таганке прожил практически шесть жизней. Теперь начинается седьмая. Надеюсь, что Юрий Петрович (доброго ему здоровья) сумеет найти себе работу и в любом театре России, и в любом театре мира, где будут рады его принять. Надеюсь, что актеры Театра на Таганке будут бережно относиться к спектаклям Любимова и сохранят их в репертуаре. Я совершенно уверена в том, что из памяти все черное, скверное, не имеющее ответа на вопрос, кто прав и кто виноват (как сказано в "Мастере и Маргарите", "обе вы хороши"), все это уйдет, зато в ней останутся спектакли великого театра, история которого уже входит в хрестоматии по истории театра 20 века.
Но есть еще одна важная вещь, которая требует комментария. Многие люди используют ситуацию в Театре на Таганке для того, чтобы начать очередную атаку на саму систему репертуарного театра. Цитирую и подписываюсь под каждым словом актера Театра Петра Фоменко, одного из создателей интернет-фестиваля "Театральная паутина" и создателя сайта Театра на Таганке, Игоря Овчинникова: "Когда обескультуривание страны поддерживается на государственном уровне, не надо пытаться добивать один из немногих жизнеспособных ее ростков, репертуарный театр. Во-первых, указываются цели противникам. Во-вторых, его разрушишь, новое выстроить будет не на что и не с кем".