Айртон Сенна - король автогонщиков

Photo: Gabriele


Александр Генис: Раз уж вторая часть сегодняшнего ''Американского часа'' вышла такой вирильной, мы закончим выпуск еще одной мужской забавой – автомобильными гонками. В Америке считают, что они воспитывают настоящих мужчин, поэтому Пентагон всячески поощряет этот спорт, считая, что среди болельщиков лучше всего набирать рекрутов. Сам я мало что понимаю в гоночных, да и любых других машинах, но ими живо интересуется ведущий нашего ''Кинообозрения'' Андрей Загданский, который представит новый фильм о короле гонщиков.

Андрей Загданский: Новый документальный фильм английского режиссера Асифа Кападии с большим успехом идет в нескольких кинотеатрах Нью-Йорка. Картина называется ''Сенна'' и посвящена знаменитому бразильскому гонщику ''Формулы-1'' Аэртону Сенне, который является общепризнанной легендой автогоночного спорта.
Это событие в документальном кино, во многих смыслах cобытие - и по истории, которая рассказана, и по накалу человеческой и спортивной драмы, в которую мы подключаемся. Но есть и одна эстетическая вещь, которая делает картину совершенно особой. Казалось бы, соблазн снять интервью с бывшими коллегами-гонщиками, с врачами, с членами семьи, которые рассказывали бы об Аэртоне, а рассказать могли бы много, потому что человек он был яркий, интересный, добрый, красивый, умный. Но ничего этого нет. У авторов фильма хватило мужества, силы и профессионального расчета остановиться только на архивном материале. И происходит замечательное чудо превращения - вы таким образом смотрите фильм не о прошлом, а вы находитесь в этом прошлом. Все перипетии гонок, личной жизни, личной драмы Сенны разворачиваются в настоящем времени, вы подключены к драме как вы подключаетесь к футбольному матчу, к пьесе в театре. Ощущение ''сейчас'', ''сегодня'' - замечательно захватывает.

Александр Генис: Андрей, как быть непосвященным зрителям, каким являюсь, например, я? Для людей, которые не понимают, что такое гонки, как вы объясните азарт и прелесть этой картины?

Андрей Загданский: Ваш вопрос - даже не вопрос, когда вы оказываетесь перед экраном, потому что абсолютно все становится понятным. Все обстоятельства, перипетии очень быстро проясняются. Как всегда в таких случаях - дело не в автогонке и не в спорте, как таковом, а в столкновении характеров, в человеческой судьбе, в борьбе Эго, потому что значительная часть фильма посвящена принципиальной конкуренции между Аэртоном Сенной и его коллегой по команде Аленом Простом. Вы оказываетесь включены в драму мгновенно. То, что делает водитель, это абсолютный предел человеческих возможностей - он должен провести машину на максимальной скорости, на каждом повороте рискуя жизнью и рискуя улететь с дороги. Эти кадры абсолютно захватывающие! Я смотрел фильм в практически полном зале и я убежден, что не все знают все перипетии гонки ''Формула -1'', тем более ''Формула-1'' это, как мы знаем, именно европейская гонка. Принципиальное обстоятельство восхождения, славы и нахождения наверху Айртона заключалось в том, что он, по всей видимости, обладал уникальными способностями - он был прирожденный гонщик. Его первая гонка продемонстрировала то, что он совершенно из другого измерения гонщик. Его смерть, его гибель это самый знаменитый, самый роковой уик-энд в истории автомобильных гонок. В тот роковой уик-энд, в 1994 году, на квалификационном заезде (потому что каждой гонке предшествует огромное количество предварительных заездов, как и в любом виде спорта) австрийский гонщик Роланд Ратценбергер разбился и погиб. Это событие совершенно потрясло всей участников гонок и самого Аэртона. Он разговаривает со своим другом и врачом команды Сидом Уоткинсом, когда произошла эта трагедия. Сид ему говорит: ''Может тебе нужно оставить спорт?''. На что Аэртон отвечает: ''Нет, я сейчас не могу этого сделать''. И на следующий день - очередной заезд.
Еще раз должен подчеркнуть для тех, кто не знает, что такое ''Формула-1'' и гонки, нет ни одного гонщика, у которого было бы такое количество побед суммарных, как у Аэртона Сенны. И интересная деталь: на протяжении всей своей жизни (он очень рано начал ездить на ''Формулу-1'') он возил в кабине бразильский флаг. Каждый раз после победы он поднимал бразильский флаг, являясь абсолютным героем несчастной, бедной, замученной конца 80-х - начала 90-х годов Бразилии. И в тот день, когда он погиб (это было на следующий день после того, как погиб австрийский гонщик Роланд Ратценбергер), Сенна взял в кабину машины не бразильский флаг, а австрийский. Он рассчитывал, что он, как всегда, придет первый и поднимет австрийский флаг в память погибшего товарища. Что произошло с машиной - неизвестно, но в фильме есть кадр последней финишной прямой, на которую он выезжает. Предполагается, что сломалась рулевая колодка, он потерял управление машиной и на полной скорости (а полная скорость составляет 320 километров, по-моему) врезался в стену и погиб мгновенно. Но красота человеческой жизни, эта ''жизнь на краю'', о которой пел Высоцкий и многие другие так замечательно говорили и писали, не оставляет вас равнодушным - вы выходите с ощущением того, что да, произошла трагедия, но вы прикоснулись к какой-то исключительно яркой, красивой человеческой жизни, к красивому человеку.